Университет XXI века: научное измерение

Правовые аспекты регулирования общественных отношений: направления и перспективы развития 377 Е. И. Белянкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Аннотации. В статье рассматриваются подходы о содержании, целях преподавания и методах обучения праву (законоведению) в системе общего образования в начале ХХ века. Автор подробно освящает методы обучения праву в средней школе, предложенные А. Х. Гольмстеном. Ключевые слова: история педагогики, методика обучения праву, законоведение. В современном обществе значительно возрастает роль правового образо- вания граждан. Формирование гражданственности, уважения к правам и свобо- дам человека – это одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Впервые право в системе общего образования начало изучаться в XIX ве- ке. Например, учебные планы 5–7 классов одной из петербургских гимназий в XIX в. содержали разнообразные курсы: законы основные, законы граждан- ские определительные, законы о гражданском судоустройстве, законы уголов- ные и полицейские с судопроизводством уголовным [6, с. 15]. В то же время Министерство народного просвещения запретило преподава- телям глубоко и подробно рассматривать правовые проблемы в процессе обуче- ния или учить рассуждать, дабы «в сознание учащихся не проникли вредные теории». Многие представители общественной мысли того периода времени «выступали в защиту изучения основных законов государственных учреждений, законов о состоянии и основах уголовного и гражданского права» [3, с. 31]. Согласно учебному плану, утвержденному 1 июля 1914 года циркуляром министра народного просвещения, законоведение являлось обязательным предметом в мужской классической гимназии (с восьмигодичным курсом обу- чения и подготовительным отделением). По учебному плану 1906 года в VII (последнем) классе реальных училищ вводилось законоведение (2 часа в неде- лю). Это новый предмет для учебных заведений такой категории [5, c. 109]. Сущность концептуального обоснования таких нововведений заключалась в формирования законопослушного образа поведения с акцентированием системы обязанностей субъекта. При этом педагогам запрещалось излагать разные юриди- ческие теории, спорные положения – с целью «не создавать отвлеченности и не- доступности учебного материала для учащихся». Преподавание нового предмета было поручено практическим работникам юстиции: членам судов, прокурорам, нотариусам. Учителям истории не доверили вести этот предмет, так как боялись «внесения ими излишнего историзма и отвлеченности, но официально было объ- явлено о том, что они не имеют юридической подготовки»[7, c. 115].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=