Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 37 Д. В. Дементьева, И. Л. Федотенко, Т. Захарук Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; Естественно-гуманитарный университет в Седлице (Польша) ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты ценностного отношения педагогов-психологов к детям с физическими и психическими проблемами развития. Анали- зируются особенности отношения учителей и студентов к школьникам в инклюзивной обра- зовательной среде. Ключевые слова: ценности, отношения, смыслы, педагог-психолог, дети с особыми об- разовательными потребностями, инклюзивное образование. Утрата смыслов, экзистенциальный вакуум ощущается в самых разных социальных слоях и стратах. Евгений Ямбург Для сегодняшней социально-культурной и образовательной ситуации ха- рактерно переосмысление традиционных ценностей, многообразие и противо- речивость нравственно-этических оснований социума. Проблема аксиологиче- ского выбора становится все боле актуальной и значимой в условиях инклюзивного образования, когда в едином пространстве класса находятся ус- ловно здоровые дети, а также школьники с особыми образовательными потреб- ностями. Инклюзия в широком смысле связана также с включением в образова- тельную среду детей разных национальностей, конфессий, социальных групп, школьников-инофонов. Все эти трансформации в различных образовательных организациях требуют особого внимания к профессионально-личностной ак- сиосфере педагога-психолога. Реальные, а не декларируемые ценностные уста- новки сегодняшних и завтрашних выпускников педагогических университетов в значительной степени определяют эффективность воплощения инклюзии в школьную повседневность. Система ценностей педагога-психолога выступает важнейшим фактором, влияющим на решение широкого спектра стратегиче- ских, тактических и оперативных задач, постоянно возникающих в педагогиче- ском процессе. В условиях инклюзии анализ приоритетных ценностей педагога-психолога представляется полезным и информативным, так как, транслируя определен- ную систему ценностей, педагог влияет на аксиосферу здоровых детей, а также школьников с ограниченными возможностями физического или психического здоровья.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=