Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 365 определенными отношениями и в раскрывающих, в целом, главную тему произ- ведения [Бабенко, 2009, с. 89]. Содержание текста состоит из ситуаций. Ситуация, как денотант предло- жения, является и инструментом познания художественного текста, что необ- ходимо помнить при практическом анализе текста. Текст состоит из иерархиче- ски организованных и, по большей мере, охарактеризованных ситуаций. Текстовые ситуации как раз и являются интерпретированным, авторским ото- бражением затекстовой реальности, предполагающей характеризацию и оценку отображаемого. Данный факт добавляет интерес к изучению особенностей де- нотативной (ситуационной) структуры текста. Таким образом, денотативный подход направлен на выявление отображен- ного в художественном тексте объективного мира. Денотативное пространство, в свою очередь – это «воплощенное в тексте индивидуально-авторское знание о мире, представленное в интерпретированном отображении глобальной ситуа- ции, состоящей из макро- ситуаций и микроситуаций, связанных определенны- ми отношениями и в совокупности раскрывающих главную тему литературно- художественного произведения [Бабенко, 2009, с. 107]. Глобальная ситуация – это событие, напрямую связанное с раскрытием главной темы, макроситуации – это определенные текстовые эпизоды в рамках фрагмента, а микроситуации – отдельное высказывание или их цепочка. Все они в совокупности создают макроструктуру текста, и участвуют, таким обра- зом, в ходе и развитии главной темы литературного произведения. Глобальная ситуация, как основная тема литературного произведения, довольно часто на- ходит своё отражение в заглавии, т. к. она репрезентует все денотативное про- странство текста в свернутом и обобщенном виде. Время и пространство – неотъемлемые составляющие денотативного про- странства текста. Текстовые ситуации всегда уникальны, т. к. репрезентуют представления автора о реальном мире. Для одни текстовые ситуации характе- ризуются обобщенностью, другие – крайней степенью детализации, подробным описанием разнообразных аспектов. Последовательность событий может быть как свойственной реальному времени, линейной, континуальной, так и разроз- ненной, дисконтинуальной, или же может вообще не находить свое отражение в тексте. В произведении может быть дана разнообразная интерпретация одной и той же текстовой ситуации, но при этом сорасположение пропозиций, ее ре- презентирующих, может быть различным. Все вышеперечисленное обусловле- но тем, что глобальная ситуация и макроструктура, по большому счету, явля- ются концептуальным глобальным значением, содержащим индивидуально значимую для конкретного автора информацию. Таким образом, в понятие «денотативное пространство» помимо универса- лии «человек», так же входит и само пространство и время. При исследовании денотативного пространства, как и при выявлении хронотопа, важно отметить связь времени и пространства. Пространство и время как особые универсалии художественного текста играют важную роль в организации его содержания и в проявлении авторской картины мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=