Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 364 Автор художественного произведения не копирует реальность, а, комби- нируя различные её аспекты и выделяя наиболее значимые из них, создает соб- ственную версию действительности. В тексте произведения при этом происхо- дит категоризация мира – обобщение и интерпретация различных его компонентов, а также закрепление в содержании текста денотативной структу- ры, времени и пространства. Денотативное пространство текста включает все способы отображения реального мира в мире художественного произведения т. е. все описанные нами ранее компоненты: художественное пространство и время, пространственный и временной континуумы, а также его нарушение – дисконтинуум. Изучение денотативного пространства связано с одной из основных про- блем языкознания – с изучением способов отражения действительности в тек- сте. Более того, согласно определению Лингвистического энциклопедического словаря «Денотат некоторой языковой (абстрактной) единицы – множество объектов действительности (вещей, свойств, отношений, ситуаций, состояний, процессов, действий и т. д.), которые могут именоваться данной единицей (в силу её языкового значения); обычно речь идёт о денотатах лексических еди- ниц» [Ярцева, 2002, с. 85] Еще одним аспектом денотативного пространства является наличие в нем событийно-пропозициональной структуры. При переосмыслении текста в созна- нии читателя создается система пропозиции, и каждая из них соответствует ре- презентации текста. Пропозиции являются компонентами денотатной структуры текста наряду с макропропозициями, в которые они затем организуются. Макро- пропозиции, как основные компоненты макроструктуры, целью которой являет- ся обозначение темы целостного текста или же лежащей в его основе глобальной ситуации [Бабенко, 2009, с. 108]. Помимо системы пропозиций большую роль в усвоении текста играют ситуационные модели, присутствующие в памяти каж- дого читателя и активизирующиеся в процессе восприятия текста. Основными особенностями глобальной ситуации являются событийность и взаимосвязь с обозначением главной темы в целостном тексте. Составляющие ее «макроситуации признаны описывать конкретный текстовой эпизод в рамках определенного текстового фрагмента, а микроситуацииЖ, как правило, пред- ставлены одним высказыванием или целой цепочкой» [Бабенко, 2009, с. 89]. Окончательный результат усвоения текста, следовательно, представляет собой переплетения взаимосвязанных пропозиций, состоящих из текстовой ба- зы и ситуационных моделей. Синонимичным понятию «денотатная структура» является термин денота- тивное пространство, предложенный профессором Л. А. Манерко, который представляет «ментальное образование, в формировании которого участвует само литературное произведение, содержащее обусловленный интенцией авто- ра набор языковых знаков, а также интерпретация текста читателем в процессе его восприятия» [Манерко, 1999, с. 97]. Кроме того, к денотативному простран- ству относится и воплощенное в тексте индивидуально-авторское представление о мире, отображаюющееся в интерпретировании глобальной ситуации, которая, в свою очередь, состоит из макро – и микроситуаций, связанных между собой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=