Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 363 А. Д. Чаплыгина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОНЯТИЕ ДЕНОТАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Аннотация. В данной статье речь пойдет о денотативном пространстве художествен- ного текста как одном из важнейших составляющих семантического пространства произве- дения, его аспектов и роли в семантическом анализе произведения. Ключевые слова: денотативное пространство, денотат, семантическое пространство, лингвистический анализ. Денотативный подход к анализу текста интересует ученых с давних времен по сегодняшний день, и не спроста. Текст, как следствие речемыслительной дея- тельности, «направлен на познание мира, имеет гносеологическую природу и определенную информационно-смысловую структуру» [Бабенко, 2009, с. 196]. Таким образом, интерес этот обусловлен самой сутью художественного текста. Цель денотативного подхода (отличающая его, к слову, от остальных ти- пов анализа) – выявление репрезентации реального мира в художественном тек- сте. В нём также довольно актуальны проблемы категоризации и дискретности. По большей части, на примере одного произведения рассматриваются особен- ности отображения реального мира в его дискретности и континуальности од- новременно. Его основной спецификой является антропоцентричность – здесь происходит «спайка» не только таких понятий, как «время» и «пространство» (что характерно для понятия «хронотоп», о котором мы будем говорить не- сколько позже), но и третьего компонента – человека. Пространство рассматри- вается только в совокупности этих трех компонентов: человек-пространство- время, т. е. оно имеет четкую форму, состоящую из определенных персонажей, а также актуализацию во временном плане и в пространстве. Человек в тексте, таким образом, не существует отдельно от времени и пространства: он прикре- плен к конкретному месту и существует в определенном времени текста. Е. А. Гончарова, известный специалист в исследовании категорий образа автора и персонажа, отмечает, что «в отношении хронотопа и категории персонажа существенны два направления. С одной стороны, категории художественного времени и пространства так же, как и категория персонажа, связаны когнитив- ными объективными отношениями с категорией автора, представляя собой су- щественную часть авторского “концепта мира”, реализованного в тексте. С другой стороны, хронотоп служит для пространственно-временной конкрети- зации образов персонажей во вторичном по своей сути мире художественных событий и действий и выполняет наряду с координирующей функцией... и ха- рактерологическую функцию» [Гончарова, 2005, с. 195].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=