Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 361 взаимодействии с учащими. Авторы исследуемых УМК всех уровней гибко реагируют на актуальные тенденции использования языка и включают в содер- жание пособий все больше эмотивных компонентов разного порядка. Рассмот- рим характеристики эмотивного плана учебного дискурса на примере книги для студентов (Student’s Book) данного учебно-методического комплекса. Согласно популярной отечественной методике анализа, эмотивный план текста существует одновременно на трех уровнях, характеризующих план со- держания и план выражения: эмотивный фон, эмотивная тональность и эмотив- ная окраска [1; 3]. Эмотивный фон текста представляет собой содержательную характеристику и формируется темами, имеющими глубокое ценностное звуча- ние для языковой личности. Эмотивная тональность формируется модальными характеристиками автора и персонажа текста и выражается в эмоционально- оценочном отношении данных агентов к предмету обсуждения. Эмотивная ок- раска создается совокупностью эмотивных языковых единиц, содержащихся в тексте: эмотивной лексики всех видов, грамматических структур, стилистиче- ских приемов. Даже беглый обзор тем, предложенных для обсуждения в рассматривае- мом УМК, позволяет убедиться в их значимости для ценностной ориентации студентов, которые получают возможность сформировать и выразить личное эмоционально окрашенное мнение: «Что делает нас людьми?» (“What makes us human?”), «Культурные различия» (“Culture Clashes”), «Плоды войны» (“Fruits of war”), «Как стать счастливее» (“Ways to make yourself happier”), «Роль музы- ки в нашей жизни» (“You are the music”), «Поворотные моменты в жизни и ис- тории» (“Turning points”) и др. При обсуждении данных тем формируется бы- тийный дискурс [2, с. 5], параметры которого определяются внутренним миром участников, – как личной концептосферой, так и индивидуальными эмоцио- нально-психологическими характеристиками. Эмотивная тональность данного дискурса складывается из модальных ха- рактеристик отдельных составляющих его текстов, отражающих соотношение эмотивных смыслов авторов и героев данных текстов. Палитра тональных эмо- тивных характеристик разнообразна; при этом в текстах, предназначенных для чтения и принадлежащих к жанру публицистической литературы, преобладает ироническая или шутливая авторская модальность (статьи “Are our household appliances getting too complicated?”, “Desperate househusbands” и др.), в то время как тональность текстов для аудирования усложняется за счет наложения эмо- тивных смыслов авторов и героев интервью и репортажей, и варьируется от восхищенного удивления (тема “You are the music”) до неодобрения (тема “Gender-neutral parenting”). Что касается эмотивной окраски данного учебного дискурса, то тексты на- сыщены эмотивными лексическими единицами разных типов: аффективами (междометной лексикой, эмотивными разговорными и жаргонными выраже- ниями), коннотативами (эмотивами-синонимами нейтральных лексических единиц); разделы “The Last Word” в каждом уроке практически полностью по- священы их усвоению и активному использованию в эмотивно-окрашенных прототипических ситуациях. Лексико-грамматические структуры, предлагае-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=