Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 360 Н. А. Хван Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ ОБ ЭМОТИВНОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНОГО УЧЕБНОГО ДИСКУРСА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты эмотивности учебного дис- курса, основанного на реализации УМК “New Headway Advanced Fourth Edition” в процессе преподавания английского языка. Ключевые слова: учебный дискурс, эмотивность текста, эмотивный фон, эмотивная тональность, эмотивная окраска. Эмотивность текста все чаще рассматривается сегодня как лингвистиче- ская и методическая проблема: лингвистический и стилистический анализ ху- дожественного текста трудно представить себе без рассмотрения его эмотивно- го плана; в связи с этим идет активная работа над созданием методик обучения анализу эмотивности художественного текста. В то же время, эмотивность не является исключительно признаком художественного текста и проникает во все сферы использования языка, включая как персональный, так и институцио- нальный дискурс. Понимая под дискурсом «текст, погруженный в ситуацию общения» [2, с. 5], мы можем заключить, что практика преподавания устной и письменной ре- чи английского языка в высшей школе, построенная на реализации современных УМК, обладает характеристиками обоих типов дискурса, как их определяет В. И. Карасик, так как помимо институционального характера общения по моде- ли «учитель – ученик», типичной для педагогического дискурса, предполагает значительное количество персонального межличностного общения между сту- дентами. Так, УМК “New Headway Advanced Fourth Edition” [4], используемый для преподавания курса ПУПР английского языка на факультете Иностранных языков ТГПУ им. Л. Н. Толстого, содержит тексты для чтения, грамматического анализа, аудирования, видео-просмотра, обработанные методически для исполь- зования при изучении английского языка под руководством преподавателя, и в то же время отражающие различные коммуникативные ситуации повседнев- ной жизни и предназначенные для группового и парного обсуждения. Таким об- разом, по нашему мнению, к совокупности данных текстов применим термин «учебный дискурс», совмещающий характеристики институционального педаго- гического дискурса и персонального дискурса разных видов. Для высшего педагогического образования эмотивность учебного дискурса приобретает особую значимость, так как коммуникативная компетенция, фор- мируемая в процессе изучения курса ПУПР английского языка, становится ос- новой для дальнейшей профессиональной деятельности, в частности, усвоен- ные студентами эмотивные структуры будут использоваться ими при

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=