Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 358 (уступка инициативы в пользу партнера), отстранение (проявление сдержанно- сти, ненавязчивости), сотрудничество, компромисс. Стратегии конфронтации включают в себя такие стратегии как: дискредитация, подчинение, насилие, аг- рессия, захват инициативы, контроль над ситуацией, принуждение, соперниче- ство, конфликт, разоблачение, претензии и угрозы [4]. На следующих примерах можно проследить, как стратегии кооперации и конфронтации реализуются в речевой коммуникации. 1. Excuse me… Are you Mrs. Green? –Yes –I’m Mr. Smith from SMF Company. Howdoyou do? Have I kept you waiting? – Oh, no… the plane’s just arrived. Thank you for coming to meet me. – Not at all. Did you have a good trip? – Yes, thank you. I was airsick a bit. ButnowI’mOK. Данная коммуникативная ситуация включает двух агентов, обладающих одинаковым социальным статусом, или второй коммуникант обладает более высоким статусом. Данный диалог реализует деловой дискурс и построен по определенным правилам на основе стратегии кооперации. Институциональный характер дискурса диктует использование большого количества речевых клише и некоторую «ритуальность» соотношения речевых ходов. При этом реализу- ются следующие тактики: (1) привлечение внимание, вежливый запрос, само- представление, знакомство, извинение, вежливый ответ на благодарность, забо- та/заинтересованность; (2) благодарность, сообщение информации личного характера. Таким образом, данное диалогическое взаимодействие достигает по- ставленной частной цели: успешное начало деловой коммуникации. 2. – Listen, we’ve got something to talk about. – What’s the matter? – Yesterday you forgot to send the documents to the office. Because of you we will have big problems. You are an irresponsible person! – You are not to talk to me in such a manner! You’d better apologize right now, or… . Из примера видно, как реализуется стратегия конфронтации при равенстве статусов коммуникантов, но в данном случае в персональном дискурсе. При этом реализуются коммуникативные тактикипретензии, обвинения, так как один из собеседников недоволен работой другого: “Yesterdayyouforgottosend- thedocumentstotheoffice. Becauseofyouwewillhavebigproblems.” Также в данном примере можно наблюдать тактику угрозы: “You are not to talk to me in such a manner! You’d better apologize right now, or… ”. Из вышеприведённых примеров становиться видно, как при помощи речевых стратегий и тактик мы может выстраивать диалог в нужном нам направлении. Успешность построения общения во многом определяется соблюдением большого ряда условий и правил, которые способствуют осуществлению ком- муникативной цели. Очень важно обладать инструментарием, который помо- жет выстроить речевые действия, позволяющие установить контакт, а в даль- нейшем обеспечить успешные взаимоотношения между коммуникантами в процессе общения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=