Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 357 опыт для анализа этих ситуаций. Перед вступлением говорящего в диалог, у не- го присутствуют установки, которые помогают спланировать речевые действия: 1) что предстоит – какое речевое событие, речевой акт; 2) установки коммуникантов (на кооперацию либо конфронтацию); 3) информация о ситуации (формальное / неформальное общение и т. д.) [1]. Все эти установки направляют говорящего на верный стратегический вы- бор для создания высказывания, а также способов их логической организации, чтобы решить коммуникативную задачу говорящего и добиться поставленной цели. Нужно учитывать, что «планирование речевого поведения есть не просто конструирование языковых высказываний, а часть интерактивного процесса, в котором слушающий не пассивно воспринимает текст-сообщение говорящего, а активно интерпретирует его речевые действия, реализуя собственную страте- гическую линию» [3, с. 183] . Достижение успешных взаимоотношений между людьми зависит от гра- мотной организации, понимания и от правильного управления речевой дея- тельностью. Очевидна необходимость в развитии навыков понимания и управ- ления диалогом. Коммуникативные стратегии являются важным объектом изучения. Коммуникативная стратегия – « это часть коммуникативного поведе- ния или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вер- бальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели» [2, с. 106]. Другими словами это общий план действий, который пошагово не разработан. Тактика является составляющей стратегии. Её отличие от стратегии заключается в том, что она является более конкретным и детальным планом, где продумано каждое действие в виде речевого высказы- вания. Можно считать, что коммуникативный процесс между людьми является некой игрой, где говорящий, принимая участие в диалоге, должен грамотно ис- пользовать речевой инструмент, то есть речевую стратегию и её тактики так, чтобы добиться поставленной цели. Стратегия направлена на выработку основ диалогической коммуникации: это выбор тональности общения, выбор языкового способа представления ком- муникативного намерения. Выработка стратегии осуществляется всегда под влиянием требований стилистической нормы. Классификации коммуникативных стратегий разнообразны. Данные клас- сификации отталкиваются от коммуникантов, от их намерений, целей, а также результатов, которых они хотят достичь. О. И. Иссерс классифицирует страте- гии следующим образом: – по наличию / отсутствию установки на кооперацию: кооперативные (стратегии одобрения, утешения, уговоров и др.) и некооперативные, или кон- фронтационные (стратегии дискредитации, ссоры и др.); – по степени значимости намерения: общие и частные ; – по характеру функционирования в процессе коммуникации: основные и вспомогательные [2]. Кириллова Н. Н разделяет стратегии на две большие категории: стратегии кооперации и стратегии конфронтации. Стратегии кооперации включают: веж- ливость, искренность и доверие, близость (открытое общение), отказ от выбора

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=