Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 356 М. В. Сучкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СТРАТЕГИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Аннотация. Статья посвящена механизмам речевого взаимодействия между людьми. Особое внимание уделяется основным коммуникативным стратегиям, при помощи которых коммуникант организует свою речь в нужном ключе и добивается поставленной цели. Ключевые слова: речевое взаимодействие, коммуникативные стратегии, речевая ситуа- ция, тактика, кооперация, конфронтация. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Уже не раз отмечалось, что вербальное взаимодействие между людьми занимает важнейшую позицию в обществе, в связи с тем, что основным спосо- бом коммуникации между людьми в процессе их жизнедеятельности является использование языка. Язык, в свою очередь, является необходимым инструмен- том человеческого познания и мышления. Таким образом, речевое взаимодей- ствие выступает необходимым орудием при становлении человека как лично- сти в социуме. Социум определяется тем, как мы выстраиваем взаимодействие с людьми. Посредством общения человек добивается поставленных целей, и успех в дос- тижении этих целей зависит от того, как индивид выстроил его. Поэтому в лю- бой сфере человеческой деятельности планирование речевой коммуникации яв- ляется актуальной задачей. Каждый индивид, совершающий коммуникативное взаимодействие, знает, что все речевые манипуляции можно спланировать, а в некоторых ситуациях без этого просто не обойтись. Одной из основных осо- бенностей речевой деятельности является целенаправленность. В процессе коммуникации между индивидами сложно представить ситуа- цию, когда всего при помощи одного речевого приёма можно достичь желаемой цели общения. Речевое поведение индивида очень разнообразно. Это можно объяснить тем, что в процессе коммуникации индивид использует множество приёмов и ходов, чтобы решить свою коммуникативную задачу. Естественно, что в зависимости от сложившейся ситуации коммуниканты, принимающие уча- стие в диалоге, корректируют свои действия. Для контроля и управления течени- ем беседы нужно заранее спрогнозировать варианты развития диалога, уметь идентифицировать моменты, где возможно сменить тему, определить какие приёмы использует собеседник, а также разработать пути кооперации или про- тиводействия по отношению к речевым действиям собеседника. Как считает О.С. Иссерс, для планирования речевых действий, участники диалога должны иметь представления о вероятных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе коммуникации. Также им следует иметь элементарный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=