Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 355 Также Ю. И. Кагарлицкий говорит об антиутопии как о «критическом рассмот- рении прогресса» [5, c. 260]. В антиутопиях технологии используются для кон- троля сознания человека, как в романе О. Хаксли «О дивный новый мир», как средство слежения в романе Дж. Оруэлла «1984», и, конечно же, как оружие и средство устрашения и поддержания порядка. Территория государства географически ограничена, антиутопическое об- щество изолировано от остального мира физической преградой: стеной, морем и т. д. «Замкнутость пространства, его небольшие размеры и отсюда «просмат- риваемость» каждого движения лишают героя возможности что-либо изменить в системе» [4, c. 93]. Барьер разделяет два мира, реальный, который находится за пределами барьера, и о нем либо мало, либо ничего неизвестно, и искусст- венно созданный, в котором живет антиутопическое общество. Кроме физической преграды, существует еще и преграда временная, а именно, в произведениях отвергается прошлое и отсутствуют преемствен- ность и коллективная память. Прошлое, как правило, туманно, о нем известно мало, памятники культуры и истории любо отсутствуют, либо изъяты из обще- го доступа и запрещены. Хронотоп антиутопии – важный элемент жанра, и су- ществует по своим законам. Как отмечает С. Г. Шишкина, «в антиутопии чело- век находится в мире нарушенных временных координат: настоящее обладает абсолютной самоценностью, оно не движется, прошлое – изменчиво, так как оно приспосабливается к событиям настоящего» [4, c. 94]. Итак, антиутопия как жанр, возникла как реакция на стремительные изме- нения в обществе. Но в отличие от утопии, которая стремится описать идеаль- ное общество, антиутопия стремится показать, во что может трансформиро- ваться идеал, навязанный силой. Типичным для антиутопического общества является тоталитарный режим, который подавляет человека, его личность. Ан- тиутопия не стремится подробно описать общество, как это делала утопия. Главным становится судьба отдельной личности, ее взаимодействие с тотали- тарным обществом, борьба с тотальным контролем и обретение внутренней свободы. Литература 1. Кузнецова, А. В. Генезис жанров утопии и антиутопии в английской ли- тературе XX века / А. В. Кузнецова // Проблемы истории, филологии, культу- ры.– 2012.– № 2.– С. 248–264. 2. Павлова, О. А. Русская литературная утопия 1900–1920-х гг. в контексте отечественной культуры: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / О. А. Павлова.– Саратов, 2006. 3. Чернышева, Т. А. Природа фантастики / Т. А. Чернышева.– Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1984. 4. Шишкина, С. Г. Истоки и трансформации жанра литературной антиуто- пии в XX веке / С. Г. Шишкина.– Иваново, 2009. 5. Кагарлицкий, Ю. И. Что такое фантастика? / Ю. И. Кагарлицкий.– М.: Худож. лит., 1974.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=