Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 354 антиутописты ХХ века старались подготовить читателей к возможным переме- нам, многие из которых непредсказуемы. Антиутопия помогает человеку при- способиться к переменам в мире, которые уже наступают. Мировые войны, техногенные катастрофы, революции, изменения полити- ческого режима государств нашли отражение в антиутопии ХХ века. Вымышленные общества, созданные О. Хаксли, Дж. Оруэллом, Р. Брэдбе- ри и многими другими писателями, пугают и вызывают страх перед будущим. Произведения писателей-утопистов представляют собой своеобразный урок, предупреждение, в котором посредством художественных образов показывает- ся, во что может трансформироваться идеал, если навязать его людям, не счита- ясь с их желаниями и с тем, что они в состоянии выдержать, не утрачивая своих человеческих черт. Антиутопия, как жанр литературы, обладает своими уникальными черта- ми, которые отличают ее от других жанров. Так как антиутопия исследует взаимодействие человека и общества, то есть является социальным жанром, первым признаком следует назвать создание в картине мира произведения общества с тоталитарной системой управления. В отличие от утопии, мир антиутопии не статичен. Практически во всех произведениях государства пережили переворот и пришли к тоталитаризму, ко- торый должен был привести к свободе и лучшему обществу, но постепенно, шаг за шагом, происходит подмена понятий, и равенство превращается в урав- нение, война – в мир, свобода – в рабство. Человек полностью подчинен власти, у него нет личности и индивидуаль- ности. В нем нет ничего уникального, что бы его отличало от других людей. Как правило, в произведениях отсутствуют описания внешности главных героев, а иногда и имена, потому что человек – общая масса, у него нет тайн от государ- ства. Человек полностью прозрачен. С. Г. Шишкина считает, что антиутопия предупреждает неизбежность тоталитаризма «при условии реализации утопиче- ских идеалов, поскольку их осуществление синхронно включает в действие ме- ханизм перерождения социума в нечто прямо противоположное» [4, с. 92]. Не смотря на то, что человек как личность «растворяется» в обществе, ге- рой произведения, как правило, бунтарь-одиночка, и это одно из главных отли- чий антиутопии от утопии: судьба отдельного человека, личности, его взаимо- отношений с тоталитарным обществом становится важнее, чем устройство самого общества. Эта личность выделяется из коллектива, обретая внутреннюю свободу и самостоятельность. Так как антиутопия как жанр возникла в период научно-технического про- гресса, следует отметить в произведениях этого жанра наличие технологий, ко- торые неизбежно влияют на общество и судьбы персонажей. Это роднит анти- утопию с научной фантастикой, но не отождествляет их. В антиутопии технологии выступают лишь приметами времени и среды, в которой находится герой. Т. А. Чернышева пишет: «В романе о будущем, где в центре внимания оказывается индивидуальная судьба или конкретное событие, приметы гряду- щего становятся необходимы, так как герой в любом произведении не может жить и действовать в вакууме, для этого нужна определенная среда» [3, c. 183].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=