Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 353 М. Е. Сергеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СПЕЦИФИКА ЖАНРА АНТИУТОПИИ В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА Аннотация. Данная статья посвящена изучению причин возникновения и признаков антиутопии как литературного жанра. Разграничивая жанры антиутопии и утопии в совре- менной художественной литературе, автор статьи описывает отличительные черты антиуто- пии и выделяет специфические особенности данного жанра и его ключевые признаки. Ключевые слова: утопия, антиутопия, жанр, признаки жанра. ХХ век породил великое множество произведений в жанре «антиутопия». Бурное развитие технологий и интенсификация научно-технического прогресса подтолкнули писателей и исследователей в области литературы использовать в своих произведениях результаты научных достижений. Появилась идея о без- граничности человеческих возможностей, идея, что с помощью науки можно преобразовать природу и общество и приблизить его к идеалу. Однако быстрорастущие перемены в обществе, которые несет с собой на- учно-технический прогресс, стали причиной множества опасений и страхов. Страх перед будущим – естественная реакция на изменения, но человеческое общество тяжело переживает столь быстрые изменения. Как справедливо отме- чает Т. А. Чернышева, «будущее слишком быстро в наш век становится на- стоящим» [3, c. 43]. Человек не может так быстро адаптироваться к новым ус- ловиям, и как следствие, возникает шок перед будущим. Дилемма по поводу того, что представляет собой будущее – рай или ад – нашла отражение в произведениях антиутопического жанра. Он является про- тивоположным по отношению к утопии, жанру, изображающему идеальное гармоничное общество и систему ценностей в нем. Так как антиутопия описы- вает абсолютно плохое общество, а утопия – идеально хорошее, за основное определение примем концепцию единого жанра, как различное толкование иде- ального мироустройства: идеально плохого или идеально хорошего. Утопия и антиутопия представляют собой единую художественную структуру, разница лишь в оценке автором общества (положительной или отрицательной). Этой концепции придерживаются многие исследователи, такие как О. А. Павлова, А. Н. Воробьева, Е. А. Шевель. В частности, О. А. Павлова объединяет анти- утопию и утопию в единый жанр на стыке «науки, философии и словесного творчества» [2, с. 6]. Как считает А. В. Кузнецова «утопия, когда-то подробно описывающая хо- зяйственное и политическое устройство мира (Т. Мор «Утопия»), в современ- ном мире сосредотачивается на программах психологического раскрепощения. Так рождается антиутопия, жанр, отрицающий систему ценностей утопии» [1, c. 256]. Через показ измененного, «иного» мира, непохожего на сегодняшний,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=