Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 349 вёртывания» [1, с. 133]. Адресат выбирает стратегию восприятия текста исходя из заголовка. Его содержание и форма влияют на возникновение или же отсут- ствие интереса у читателя. Н. В. Сабурова пишет, что «заголовок соотносится с лексико-оценочной темой текста, и функцию его можно обозначить как при- влечение читателя через вербализацию сути описываемой в основном тексте проблемы» [2, с. 10]. По мнению Н. В. Сабуровой, с семантической и функциональной позиции, помимо лексико-оценочной темы, газетный заголовок являет собой идеологиче- ски-оценочную тему публицистического текста со всеми свойственными речевой ситуации функциями [3]. При этом, учитывая формальный и оценочный харак- тер самого заголовка, она считает игру слов одним из наиболее часто используе- мых приёмов при оформлении заголовков публицистических текстов [3]. Частотность использования игры слов как стилистического приема в оформлении газетного заголовка обусловлена способностью такого заголовка к смысловой контаминации. Игра слов не только облегчает эффективную пере- дачу авторских интенций, в частности, оценки, но также фиксирует их в созна- нии адресата, вызывая в читателе интеллектуальное удовлетворение в случае успешной расшифровки игры слов, что непосредственно соответствует комму- никативным задачам публицистического текста. Предопределяемая такой кон- фигурацией газетно-публицистического заголовка, процедура моментального распознавания потребует всестороннего характера его рассмотрения, семанти- ческой прозрачности заголовочных аллюзий, которые изначально принадлежат к различным отраслям культуры (литература, музыка, кино, история и др.) [3]. Н. В. Сабурова считает, что игра слов реализуется на уровне заголовочного комплекса текста. По её мнению, данный комплекс состоит из основного заго- ловка и подзаголовка [3].Тем не менее, если сам заголовок выражает тему и ос- новной смысл текста, то подзаголовок как связующее звено между первым эле- ментом и основной частью текста выполняет функции детализации и/или расшифровки семантических элементов основного заголовка. Однако следует отметить, что подзаголовок не является обязательным элементом структуры публицистических расширенных критических статей и его наличие обусловле- но семантическими параметрами текста. Процесс привлечения читательского интереса продолжается в подзаго- ловке. Сам заголовок может иметь необычную форму, в том числе, включая такой прием, как игра слов. Он может содержать как эксплицитные, так и имплицитные элементы. Игра слов основана на взаимодействии двух и бо- лее смысловых планов высказывания. При этом выраженный элемент пред- ставляет собой отсылку к общеизвестному факту читательского опыта, в то время как второй и последующие элементы оказываются в той или иной сте- пени закодированными и для их распознавания необходимо приложить опре- деленные усилия. В ситуации игры слов подзаголовок является дополнитель- ным ключом к заложенным смыслам и дает подсказку к их правильной расшифровке, гарантируя привлечение читательского интереса: избегая ин- формационной избыточности, подзаголовок готовит читателя к ознакомле- нию с содержанием основного текста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=