Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 348 Е. В. Рогова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЗАГОЛОВКОВ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ РАЗВЕРНУТЫХ КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА Аннотация . В статье рассматриваются структурно-семантические особенности заголо- вочных комплексов статей художественно-публицистического жанра «развёрнутая критиче- ская статья» на материале англоязычных газет и интернет-изданий. Ключевые слова : развёрнутая критическая статья, заголовок, заголовочный комплекс, игра слов. В настоящее время в связи с интенсивным развитием медийных технологий происходят эволюционные преобразования в жанровой системе публицистиче- ских текстов. Одни жанры претерпевают изменения по объёму текста (уменьше- ние до короткой заметки в форме твита – до 140 символов – либо расширение до лонгрида), другие приобретают черты других функциональных стилей. Так, статьи публицистического жанра «развёрнутая критическая статья» совмещают в себе черты как публицистического, так и художественного функ- ционального стиля. В связи с этим, особый интерес представляет изучение структурно-семантических, а также функциональных особенностей заголовков развёрнутых критических статей, так как анализируемые единицы отличаются своеобразным семантическим потенциалом. Материалом данного исследования послужил корпус текстов англоязычного публицистического дискурса, а имен- но заголовки развёрнутых критических статей (РКС), размещённых в англоя- зычных газетах и интернет-изданиях ‘The London Review of Books’ [5] и ‘The New Yorker’ [9]. Рассматривая структуру инвариантной модели РКС, мы относим к основным структурным элементам заголовочный комплекс и основной текст. Заголовочный комплекс включает в себя надзаголовок, заголовок и подзаголовок. Заголовок яв- ляется важной составляющей частью модели РКС, среди доминирующих функ- ций которого можно выделить рекламную функцию, удерживающую внимание читателя и побуждающую его к дальнейшему прочтению материала, а также воздействующую функцию, выражающую отношение автора к рассматривае- мому объекту уже на уровне заглавия и тем самым настраивающую читателя на дальнейшее восприятие текста в определённой тональности. Ю. В. Трубникова отмечает, что заголовок выступает смысловым эквива- лентом текста и может рассматриваться как «своеобразный ключ к его понима- нию» [4, с. 121]. И. Р. Гальперин определяет заголовок как «компрессирован- ное, нераскрытое содержание текста, которое можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе раз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=