Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 338 в итоге, в текст. Восприятие более крупных единиц информации, подтверждает наличие у читающего определенного опыта чтения. Зрительные процессы чтения принадлежат к числу автоматизированных, т.е. таких, которые «протекают как бы сами собой, независимо от сознательных намерений чтеца» [4, c. 37]. Впрочем, эта автоматизация зрительных процессов свойственна лишь взрослому читателю, который отличается от молодого сфор- мированностью ряда умений и способностей Например: • Редукцией внутреннего проговаривания; • Отсутствием несостоятельных регрессивных перемещений глаз; • Наличием установки перед чтением; • Использованием фонетически правильного чтения вслух; • Направленностью внимания на содержание; • Умением пользоваться стратегиями чтения; Скорость чтения имеет достаточно большой спектр разброса и варьируется от 150–200 до 650–800 слов в минуту [5, с. 81–83]. Для увеличения скорости чтения необходимы два условия: регулярность чтения и наличие легких, интересных текстов в период формирования техниче- ских навыков. К сожалению, практические результаты школьников в области чтения, оставляют желать лучшего. Основные причины этого недостатка сво- дятся к следующему: – отсутствие дифференцированного подхода к текстам разных жанров и стилей; – незнание психологических особенностей младших школьников; В соответствии с вышесказанным можно определить знания, умения и навы- ки, которыми должен овладеть учащийся на начальном этапе обучения чтению: • Знать наименования букв и сопоставлять буквы с передаваемыми ими звуками; • Правильно озвучивать неизвестное слово в отдельной позиции и в пред- ложении; • Соотносить слово со смыслом; • Узнавать в незнакомом тексте известные слова; • Ориентироваться в структуре текста (обнаруживать названия, начало и конец абзаца, подписи под рисунками и т. д.); • Узнавать типы текста (стих, рифмовка, рассказ, диалог, комикс и др.); С целью совершенствования техники чтения на уроках следует проводить уп- ражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя, так как в процессе самостоятельного чтения учащиеся не могут следить за своим темпом и тем более ускорять его. Для этой цели целесообразно использовать небольшие по объему тексты, с тем, чтобы все упражнения, выполняемые в условии дефицита времени, занимали не более 5–6 минут. Большое значение имеет в данном случае регулярность проведения этих упражнений, а не количество читаемого за один раз.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=