Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 337 соединение букв и слогов (п + a = пa + пa = папа), он начинает узнавать уже знакомые слова, после чего преодолевает барьер чтения, делает для себя «от- крытие», как читать. Затем следует совершенствование исходного навыка чте- ния, чтобы ребенок научился читать. К этому можно отнести: – укрепление ассоциации между буквами (графемами) и звуками, что спо- собствует одновременному узнаванию языкового материала, – расширение поля зрения, благодаря чему, читающий охватывает целост- ные графические комплексы, – предвосхищение значения слов по нескольким буквам, – синтагматическое членение, способствующее восприятию целостных единиц смысла. В итоге чтение становится непростым речевым умением, включающем в себя прогрессивное решение значимых задач, вследствие которых расширяет- ся практический и теоретический опыт. Когда ребенок начинает читать на иностранном языке, он уже умеет это делать на родном языке, полностью владея графикой родного языка на автома- тизированном уровне, вследствие чего он может сконцентрироваться на смысле текста. Для ребенка чтение является деятельностью, с помощью которой он от- крывает новый мир, получает знания, развивает собственное мышление и полу- чает от этого удовольствие. Самым мотивирующим возрастом для чтения у учащихся на родном языке считается 11–12 лет. [3, c. 141–163]. Такая мотивированность чтения на родном языке, интерес к познанию че- го-то нового должна опираться на перенос навыков чтения с одного иностран- ного языка на другой. В современной методике чтение считается самым важ- ным принципом обучения детей иностранному языку. Процессы восприятия и осознания взаимосвязаны, умения и способности, обеспечивающие данные процессы, принято подразделять на 2 группы: а) технические навыки чтения; б) умения и навыки смысловой переработки воспринимаемой информации. Технические навыки обеспечивают перцептивно-смысловую сторону чтения. Смысл звукобуквенных соответствий и умение предсказывать развёртыва- ние звукового материала относятся, по мнению специалистов, к главным меха- низмам техники чтения. Отмечается, что, переходя к чтению, ученики делают промахи в артикуляции и интонировании там, где они устно их не делают. Эти ошибки можно объяснить тем, что сличение буквенных сигналов и их переко- дировка в артикуляционные системы является огромной трудностью. Включе- ние зрительного компонента нарушает недостаточно сформированный опыт звукобуквенных связей. Навык начинает свое формирование с движения глаз по строке. Регрессивное перемещение глаз и протяжность пауз зависит от сложности текста и от коммуникативной проблемы, которую должен решить читающий. Единицей восприятия у молодого читателя считается слово, хотя коннота- ционное перерабатывание принятых визуально данных начинается с синтагм, которые впоследствии соединяются в предложение, а те, в смысловой кусок и ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=