Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 33 В научной литературе существует большое количество различных трак- товок понятия «портфолио». В нашей работе мы рассматриваем портфолио как один из видов педагогических технологий и придерживаемся определения Ю. В. Братчиковой, которая под «технологией портфолио» понимает совокуп- ность последовательных, взаимосвязанных действий субъектов образователь- ного процесса по созданию документа, представляющего собой пакет резуль- тативных достижений ряда лет, с целью обучения и развития каждого из них, а также с целью сформированности ключевых компетенций и компетентно- стей каждого учащегося в частности и оценки системы качества образования в целом [1, С. 173–174]. Выделяют следующие виды портфолио: портфолио документов, портфо- лио процесса, показательное портфолио, рабочее портфолио, оценочное порт- фолио, тематическое портфолио [6, С. 169–171]. Существуют и другие виды портфолио, с помощью которых можно развивать самооценочную деятельность учеников на основе учета особенностей изучаемого предмета, например, техно- логия «Языковой портфель». Мы полагаем, что с помощью этой технологии может осуществляться формирование самооценочной деятельности младших подростков в процессе изучения иностранного языка. Учащийся в процессе подготовки своего языкового портфолио «самостоятельно осуществляет оценку качества своих знаний по иностранному языку, перечисляет навыки, умения и достигнутые уровни владения языком, анализирует собственные достижения, успехи и прогресс, приводит необходимые примеры и факты, подтверждающие его языковую биографию» [2, С. 315]. Е. А. Свиридова рассматривает техноло- гии, объединенные названием «языковой портфель/портфолио» как «инстру- мент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающе- гося, рефлексии его собственной деятельности» [5, С. 111]. В рамках опытно-экспериментальной работы, проведенной в муниципаль- ном образовательном учреждении «Центр образования № 10» г. Богородицка Тульской области была реализована модель реализации технологии «Языковой портфель», ориентированная на формирование самооценочной деятельности учащихся младшего подросткового возраста. Данная модель включает в себя пять этапов: 1. «Ориентационный»; 2. «Подготовка к созданию портфолио»; 3. «Создание портфолио»; 4. «Презентация портфолио»; 5. «Оценка и самооценка портфолио». В ходе ориентационного этапа были решены организационные вопросы реализации сопровождения работы учащихся с технологией «Языковой порт- фель», а также разработана система занятий по формированию самооценочной деятельности. На втором этапе «Подготовка к созданию портфолио» была осуществле- на подготовка учащихся к созданию собственной папки индивидуальных дос- тижений, при этом особое внимание уделялось формированию мотивационного компонента самооценочной деятельности. Знакомство учащихся с данной тех-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=