Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 322 4) использование синтаксических конструкций в целях экспрессии, их тек- стообразующая роль возрастает, т. к. повествование от первого лица имитирует устный рассказ и внутренний монолог (вопросительные и восклицательные структурно-коммуникативные типы предложения, односоставные предложения с оценочной семантикой, обособление в виде парентезы, эллипсиса, лексиче- ские и структурно-синтаксические повторы), 5) "сигналы" устной разговорной речи, посредством которых у читателя возникает представление о речи как создаваемой в условиях произношения (ло- гика устного рассказа, т.е. правила устного общения): отход от основной линии рассказчика и возвращение к ней, особая ритмика рассказа, иллюзия припомина- ния (повтор модальных слов, междометий), синтаксическое "несовершенство", фатические конструкции, обращение к читателю, определённая интонация [2]. "Я"- повествователь не предполагает той или иной степени автобиог- рафической близости с автором как реальным лицом, создателем художест- венного произведения. Монолог повествователя представляет собой речевую основу повествователя от 1-го лица, является результатом речевой деятельно- сти "я"- повествователя. Передаваемая речь – речь персонажей, даётся с изме- нениями или без ссылки на повествователя. Повествование от первого лица является одним из распространенных ви- дов медиализированного повествования в художественном произведении. Та- кой вид повествования подразумевает наличие посредника, или медиума, стоя- щего между автором и объектом повествования. Категории автора и повествователя тесно взаимосвязаны. "Художест- венная интенция автора по отношению к повествующему создает образ по- вествователя. Художественные же образы персонажей отражают интенцию ав- тора опосредованно, через повествователя. Художественная интенция автора по отношению к повествователю и через повествователя к повествующему позво- лила бы проследить отношение "внутренних" структур художественного текста и "внешних" связей этих структур с реальным миром как определенного исто- рического, социального и культурного типа, т.к. сама художественная интенция детерминирована многими факторами исторического, социального и культур- ного характера" [1, с. 6]. Все повествование от первого лица опирается на смену точек зрения как на не- кий структурныйфактор: "Я" действующего лица, "Я" повествователя. Например, "Ich ging nach Alexandria zurück," antwortete der Gefragte, "Haß gegen alle Menschen tobte in meiner Brust...Glaube mir, unter meinen Moslemiten war mir wohler!.. Ich sah in ihnen nur die Henker meines Vaters und meines Bruders; darum sammelte ich einige gleichgesinnte junge Leute meiner Bekanntschaft und schloß mich jenen tapferen Mamelucken an, die so oft der Schrecken des französischen Heers wurden." [6, s. 59] "Я"- повествователь воспринимает то, что происходит в данный момент, вспоминает о прошлом и представляет себе будущее. Например, "In Nicea, meiner lieben Vaterstadt, wohnte ein Mann, den man den kleinen Muck hieß. Ich kann mir ihn, ob ich gleich damals noch sehr jung war, noch recht

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=