Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 321 предложение. Как поясняет Гончарова Е. А., субъект такого вида предложения реализует две функции: 1) референция к внешнему миру и 2) индивидуализа- ция. Семантическая специфика субъекта в «он» – предложении такова, что он отражает тип номинации действующих лиц, предпочитаемых автором, т. е. яв- ляется опосредованной характеристикой категории "автор", а именно, его от- ношения к действующим лицам. Имена действующих лиц представляют тему повествования и обеспечивают связность текста. Имя собственное заменяется местоимением 3-го лица. При введении нового имени возникает новый компо- зиционный компонент текста. Существует разное введение собственных имен, т. е. создание особого типа референции к внешнему миру. Определенная дифференциальная роль для формирования речевой струк- туры автора-повествователя в объективной перспективе играет соотношение между элементами содержания и количеством и семантическим объемом вы- раженных ими наименований. К. Кожевникова при исследовании взаимодействия содержания и син- таксиса художественного текста выделяет три конструктивных принципа текста: 1) принцип количественной эквивалентности (1 эквивалент – 1 наиенование), 2) принцип количественного преобладания наименования по сравнению с числом элементов содержания, 3) принцип семантической сигнализации, основанный на неполном вер- бальном выражении объема элементов содержания [3]. Повествование от третьего лица тяготеет к нейтральному повествованию, т. е. присутствию и книжных, и разговорных элементов при условии их относи- тельного равновесия. Художественный текст народной сказки всегда строится по принципу объективной перспективы, т. е. повествование ведётся от третьего лица. Но ав- тор в народной сказке "коллективный". Сказитель, ориентируясь на известные ему образцы стиля, знание сюжета и поэтической лексики, отдельных формул и т. д., прежде всего воспроизводит определенные поэтические структуры (на всех уровнях) оставаясь строго в пределах символичной моделирующей систе- мы [4, с. 43]. В литературных сказках повествование также может вестись от третьего лица. Однако чаще мы встречаем повествование от первого лица, когда дейст- вие развивается с опорой на субъективный план повествователя. Субъективная перспектива содержит «я»-предложения. Синтагматическое членение фразы имеет экспрессивно-коммуникативную обусловленность, свя- занную с повествованием в духе устного общения с читателем. Особенности «я»-предложений: 1) высшая степень индивидуализации, 2) не устанавливают референции к внешнему миру, не требуют никакой пресуппозиции референции или существования, т. к. субъект речи уже предпо- лагается существующим фактором речи, 3) наличие семантических ограничений, проецируемых на предикат, т. е. отношение действий к внутреннему состоянию "я",

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=