Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 320 В. И. Кудинова, О. А. Кудинова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВИДЫ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКАХ Аннотация. Статья посвящена анализу типов художественного повествования в на- родной и литературной сказках. Проблема рассматривается с точки зрения особенностей жанра сказки. Ключевые слова: народная сказка, литературная сказка, художественный текст, пер- спективы автора, повествователь. Сказка как жанр художественного искусства привлекала и продолжает при- влекать к себе большое внимание писателей, литературоведов, критиков, исто- риков. Это, пожалуй, единственный литературный источник, который помогает знакомиться с культурой, традициями того или иного народа, его характером. Вопрос, считать ли народную сказку литературным жанром, до сих пор ос- тается открытым. Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства, тип художественного произведения в единстве специфических свойств его форм и содержания. Что касается сказки, мы попытались рассмот- реть этот вопрос в своей статье «Особенности жанра литературной сказки» [9]. В данной статье мы более подробно осветим проблему, связанную с образом повествователя. Важным моментом при анализе народной и литературной сказок является особенность художественного повествования в этих двух типах сказки. Рас- смотрим сначала принципы организации художественных текстов от первого и третьего лица. Выделяют две перспективы автора или повествователя в худо- жественном тексте: неограниченную и ограниченную. Поясним их подробнее. Неограниченную перспективу еще называют объективной, поскольку ав- тор-повествователь находится вне художественного действия. Это по- вествование от третьего лица. Здесь создателю предоставляется безграничная полнота изображения. Ограниченная перспектива, или концентрированная, является субъектив- ной, с повествованием от первого лица. Художественное изображение развива- ется с опорой на личный субъективный план повествователя или действующего лица, выступающего в роли рассказчика [2]. Формальным компонентом повествовательной перспективы является по- вествователь или рассказчик. Узловым пунктом синтаксического строения текста, где отражаются зако- номерности стиля, является предложение. При неограниченной перспективе в художественном тексте центральной синтаксической единицей является «он» –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=