Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 32 Е. И. Гречишкина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕХНОЛОГИЕЙ «ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО» Аннотация. В статье представлена модель формирования самооценочной деятельно- сти младших подростков в процессе работы с технологией «Языковой портфель». Ключевые слова: самооценочная деятельность, технология портфолио, технология «Языковой портфель». В современной школьной практике серьезный акцент делается на построе- нии личностно-ориентированного образовательного процесса, успешность кото- рого зависит от многих факторов. Одним из них является осуществление учите- лем работы по формированию у школьников самооценочной деятельности. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Т. А. Носковой, кото- рая определяет самооценочную деятельность как «учебную деятельность с це- лью адекватной содержательной самооценки, которая представлена в виде цепи действий частных самооценок» [3, с. 82]. При осуществлении работы по формированию самооценочной деятельно- сти у учащихся необходимо учитывать её структуру. С. В. Пазухина выделяет следующие компоненты самооценочной деятельности: 1. мотивационный компонент, включающий потребность в самопознании, обретении идентичности, самопрезентации, самоуважении, самореализации и др. 2. операциональный компонент, связанный с самооценочными умениями. 3. результирующий компонент, предполагающий наличие интегрального показателя, в качестве которого выступает самоэффективность [4, С. 133–134]. На наш взгляд, наиболее сензитивным периодом для формирования само- оценочной деятельности является младший подростковый возраст, так как имен- но в 10–12 лет ребенок всё чаще осознает свои способности и возможности, у не- го возникает интерес к себе. Для него важно понять, по каким критериям следует осуществлять анализ своей деятельности. Исследователи отмечают, что в этот период «активно формируется самосознание, вырабатывается собственная неза- висимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более разви- ваются способности проникновения в свой внутренний мир» [8, с. 1–2]. Для успешного формирования самооценочной деятельности младших подростков важно создать условия для обеспечения объективной оценки своих достижений обучающимися и выбрать средства оценивания, способные вы- полнить эту задачу. На наш взгляд, таким средством может выступить порт- фолио школьника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=