Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 313 И. В. Игнатова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СПОСОБЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТА ВЛАСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ АНТИУТОПИЯХ НАЧАЛА XXI ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТРИЛОГИИ С. КОЛЛИНЗ «THE HUNGER GAMES») Аннотация. Cтатья посвящена описанию основных способов вербализации объекта власти как признака концепта “power” в тексте англоязычных молодежных романов- антиутопий начала 21 века. Объектом власти в тоталитарном государстве созданного в три- логии С. Коллинз “The Hunger Games” мира является народ, описываемый как серая, безли- кая масса, неспособная на какие-либо действия по свержению тирана или улучшению собст- венной жизни. Ключевые слова: власть, объект, тоталитарное государство, антиутопия. Концепт «власть», типично актуализируемый в языках, носители которых живут в обществе, организованном по принципу подчинения объекта субъекту власти, а это практически все формы существования государства, является сложным многомерным ментальным образованием. Анализ дефиниций слова “power”, приводимых англоязычными лексикографическими источниками раз- ного типа, позволяет описать власть как: «возможность и способность субъекта (богатого, сильного, важного или наделенного определенными полномочиями и обладающего необходимыми ресурсами и авторитетом) осуществлять кон- троль, оказывать влияние, руководить объектом на основании закона или пра- ва» [1, с. 159]. Данное описание включает такой необходимый для реализации властных отношений параметр как «объект власти». Термин «объект» не явля- ется однозначным в современной науке, тем не менее, применительно к пред- мету данной статьи, его можно трактовать как «предмет, поведение которого полностью детерминировано извне и/или который не обладает свободой воли и способностью принимать самостоятельные действия» [2]. Данное определение весьма интересно с точки зрения анализа способов вербализации признака «объект власти» в тексте антиутопического произведения, ведь в таких произ- ведениях, в том числе и в изучаемой трилогии С. Коллинз “The Hunger Games”, часто создается картина мира тоталитарного общества, в котором объект власти может восприниматься субъектом как нечто незначительное, лишенное собст- венной воли, стремлений и желаний. Возникновение тоталитарного общества в картине мира молодежной анти- утопии «Голодные игры» объясняется автором как противодействие разруши- тельному влиянию произошедших в прошлом глобальных катастроф природно- го, техногенного и социального характера. При этом тоталитаризм считается вынужденным необходимым ответом общества и защитой от возможных воо- руженных конфликтов будущего, потенциально способных привести к уничто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=