Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 300 родственными душами, бессмертными завораживающими друзьями ( enthralling friends, the immortalities ), «соседями с книжной полки» ( Kinsmen of the Shelf ). Именно так она называет их в своем стихотворении 1863 года «Перелистаю книг листы» ( Unto my Books so good to turn... ). Тема стихотворения – книги и те чувства успокоения, утешения, поддерж- ки и радости, которые являются неизменными спутниками процесса чтения. Первые две строфы отражают активную творческую деятельность мозга при общении с книгой, третья – описывает эмоциональное воздействие чтения на личность, четвертая – приводит размышления автора о ценности книг, их роли в нашей жизни. Эмили Дикинсон обращалась к книгам постоянно. Они помогали ей не чувствовать себя одинокой. В них она находила советы и ответы на мучающие ее вопросы. Они, наконец, были источниками знаний о мире за пределами дома и сада, которые она практически не покидала. И встречи с книгами поэтесса ждала с нетерпением. Это ясно из первых строк стихотворения: “Unto my Books – so good to turn – Far ends of tired Days – It half indears the Abstinence – And Pain is missed – in Praise –” [4]. Вечером, в конце рабочего дня – переделав все домашние дела – она с ра- достным предвкушением открывала книгу: сама поэтесса сравнивает это чувст- во с ожиданием вкусного обеда припозднившимися гостями. Запахи приправ из кухни заставляют их воображение работать и рисуют заманчивые картины близкого пиршества. Так и Дикинсон готова наслаждаться ароматом словесных «специй», возбуждающих читательский аппетит и заставляющих время течь быстрее, задолго до того, как она откроет книгу в своей маленькой и уютной библиотеке. Затем начинается «пир чтения» ( a feast in the reading line ), как по- этесса описала его в письме к подруге Э. Рут, когда специи соединяются с едой, а ожидания, надежды становятся явью: “As Flavors – cheer Retarded Guests With Banquettings to be – So Spices – stimulate the time Till my small Library –” [4]. Таким образом, первые строфы показывают, что чтение способно увлечь нас до, во время и после того, как книга открыта, а мозг вовлечен в процесс по- знания. Погружаясь в чтение, Дикинсон могла забыть обо всех трудностях, про- блемах, неприятностях и разочарованиях ее повседневной и общественной жизни (а это был тяжелый для страны период гражданской войны). Книги, их авторы и герои были источником положительных эмоций – радости, удовле- творения, праздника: “It may be Wilderness – without – Far feet of falling Men – But Holiday – excludes the night – And it is Bells – within –” [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=