Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 30 частное дело граждан. В Англии и Германии религия включена в стандартные программы общего образования. В ряде стран (Германия) складывается система образования, согласно ко- торой возрастает роль управления в учебном заведении [Омельяненко Б. Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. М, 1989]. На протяжении 80-90-х годов в США приняты государственные акты, позво- ляющие усилить роль центральных органов просвещения. В других, напротив, все полномочия получают власти и администрация учебных заведений. Почти во всех странах мира школа – приоритетный объект финансирования. В начале 90-х годов удельный вес затрат на образование в общей сумме расходов дости- гал: в США, Англии, Японии – около 14 процентов, Германии, Франции – око- ло 10 процентов. Школьные ассигнования в этих странах в 80-х годах росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета. К началу 90-х годов в государствах ЕЭС, например, среди граждан с правом голосования около 95 процентов имели 9-летнее школьное образование [Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции // Высшее образование сегодня, 2004, № 9.] Не существует международного и общепринятого неизменного сочетания критериев и показателей эффективности образования. Речь идёт не только о подготовке хорошо обученной молодёжи, но и формировании в стенах учеб- ных заведений дееспособного, инициативного, следующего идеалам гуманизма поколения. В развитых странах неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования населения. В США среди взрослого населе- ния (от 25 лет) число людей, занятых в производстве и имеющих образование на уровне старшей средней школы, с 1970 г. по 1984 г. выросло с 52 до 82,3 процента. Успехи школьного образования в мире отнюдь не безоговорочны. Увеличивается разрыв между потребностью в высокой подготовке в обще- ственной жизни, где необходимы отшлифованные знания, умения, навыки, и недостаточной образованностью многих молодых людей. Педагоги сходятся на том, что уровень образования, изъяны в подготовке учащихся становятся всё нетерпимее. В связи с этим растёт тревога, порождённая неспособностью шко- лы обучать всех качественно и основательно. В докладе специальной комиссии по образованию при президенте США (1983) «Родина в опасности» было сказа- но: «качество образования снизилось до критического уровня» [По материалам курсовых работ кафедры педагогики и педагогических технологий // Ставро- поль, 2005, по направлению «История образования и педагогической мысли»]. Документы аналогичного содержания появились в других крупнейших странах мира. Образование на сегодняшний день стоит перед необходимостью глубо- ких всеохватывающих перемен, отражающих новую парадигму научной карти- ны мира и переживаемую современным обществом глобальную социокультур- ную трансформацию к становлению постиндустриальной цивилизации. Необходимость осмысления реальных проблем образования в современ- ных условиях становится всё более актуальным и значимым. Всё это, безуслов- но, отражается на состоянии и перспективах развития образования как феноме- на культуры, одного из движителей поступательного общественного движения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=