Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 29 Л. А. Володина Институт законоведения и управление ВПА (г. Тула) РЕФОРМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА Каждая страна обладает определенными сложившимися традициями в об- ласти образования, которые связаны с особенностями их социально- экономи- ческого развития, историческими и национальными условиями. Политической элитой в этих странах был принят своеобразный культ образования, поддержи- ваемый регулярными встречами глав государств со студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их общественностью как «интеллектуаль- ной ценности страны». В настоящее время в США действует программа «На- циональные цели образования», в которой сказано, что «образование – основ- ной показатель качества жизни. Это сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образова- ние – это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI ве- ка». Интенсивный научно-технической прогресс за последние быстро осваивать новые технологии, навыки самообразования с обязательным вовлечением их в систему непрерывного образования и повышения квалификации. Во второй половине XX века в ведущих странах мира прошли реформы системы общего образования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой. По завершении начального и неполного среднего обучения учащиеся распределяются по трём основным учебным потокам: полная обще- образовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; учебные заведения с профильной подготовкой. Число учащихся в частных средних школах в первой половине 90-х годов со- ставляло от общего количества школьников: в США – 11 процентов, Велико- британии – 6 процентов, Германии – 10 процентов, Франции – 15 процентов [Алфёров Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2002, № 7]. Численность частных школ в большинстве крупных стран стабильна на протяжении века. Государственная политика в отношении частных школ в раз- личных странах базируется на разных принципах. В США власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что выражается, прежде всего, предпочтениях при финансировании. В Англии и Франции при субсидировании частные и общественные школы пользуются равными права- ми. В большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения от- делены от церкви и религии (США, Франция). В этих странах обучение религии –
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=