Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы физического воспитания 279 С. П. Шинко, О. А. Хохлова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ СО СТУДЕНТАМИ I КУРСА Аннотация. В статье поднимаются проблемы особенностей составления учебного ма- териала по плаванию в ТГПУ им. Л. Н. Толстого с учётом возникновения монотонности на учебных занятиях. Ключевые слова: физическая культура, учёт особенностей занимающихся, монотония, физические упражнения. Для дальнейшего повышения качества современного образовательного процесса со студентами 1-го курса на занятиях по плаванию важное значение приобретает рациональный подбор обучающих упражнений. В ходе работы со студентами, не умеющими плавать, возникает проблема не только не соответствия физической подготовленности занимающихся к предъявляемым требованиям учебного процесса, но и проблема психоэмо- ционального характера. На занятиях по плаванию учащиеся при разучивании новых для себя движений, вынуждены повторять эти движения достаточно большое количество раз, причём, объём выполнения повторений учебных уп- ражнений имеет тенденцию к постоянному повышению от одного занятия к другому. В итоге многие занимающиеся сталкиваются с возникновением не- приятного специфического состояния, которое характеризуется пониженной психической активностью, чувством безразличия, усталостью, падением рабо- тоспособности и интереса к происходящему. Дело в том, что плавание является циклическим видом спорта, а в таких видах спорта имеют место длительные монотонные воздействия на организм спортсмена, их характеризует многократ- ное повторение и однотипная моторика. Наряду с этим, плавание является весьма сложным по координации видом спорта, и это существенно усложняет процесс обучения данному виду физической активности. Сложные движения необходимо разбивать на более простые для усвоения двигательные акты, делая возможным выполнение их студентами, не подготовленными к тяжёлым трени- ровочным воздействиям. Особенно ярко это проявляется во время обучения студентов плаванию при помощи ног кролем на груди, так как без проплывания необходимого количества метров у занимающихся не может сложиться пра- вильная структура этих движений. При необходимости преподавателю прихо- дится использовать специальные упражнения, разучивая сначала отдельные элементы техники, многократно их повторяя. После усвоения учебного мате- риала, отдельные части техники соединяют в целостное движение, проходя но- вый этап многократного исполнения. Всё это приводит к возникновению у сту-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=