Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 27 нии). Слова эмоционально-оценочной лексики, имеющиеся в пассивном слова- ре, использовать в активной речи не пытаются. Умение определять эмоциональное состояние по невербальным характе- ристикам (поза, мимика, жесты) по иллюстрациям сформировано значитель- но лучше, чем понимание эмоционально-оценочной лексики. Дети могут охарактеризовать эмоциональное состояние и нравственные качества героев произведений литературы и живописи, однако оценка эта носит однотипный характер. В целях повышения продуктивности усвоения вербального материала на этапе формирующего эксперимента, использовались пиктограммы (графиче- ское изображение лиц с разными эмоциональными выражениями), электронные репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» и др. Применение графических изображений способствовало бо- лее эффективной ориентации детей в распознавании того или иного вида лице- вой экспрессии, а также развитию внимания, памяти. Последовательность предъявления репродукций картин была обуслов- лена постепенным усложнением эмоциональных состояний, изображенных на них персонажей (от основных – страх, грусть, радость, злость, радость, удивление, до более сложных – стыд, воинственность, отвага) и увеличени- ем числа героев с разными эмоциональными состояниями на картине. Перед рассматриванием картины проводилась предварительная работа в двух направлениях: актуализация содержания литературного произведения посредством средств мультимедиа и выполнение детьми интерактивных зада- ний [1], направленных на распознавание эмоциональных состояний, выражен- ных в мимике, пантомимических движениях с помощью пиктограмм. При непосредственном рассматривании картины основное внимание уде- лялось развитию умений адекватно воспринимать чувства и настроения персо- нажей картин и выражать их словами. В качестве методических приемов ис- пользовались вопросы, направленные на выявление эмоционального отношения к событиям и персонажам, изображенным на картине, лексические упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, пантомимические этю- ды, в которых дети изображали персонажей картины на основе словесной ха- рактеристики их эмоционального состояния. В заключение экспериментальной работы была организована виртуальная выставка картин В. М. Васнецова, где дети поочередно выступали в качестве экскурсовода, в обязанности которого входил рассказ о ее сюжете, настроении героев, высказывание эмоционально-оценочных суждений о ней. Основная ди- дактическая задача этой работы состояла в активизации эмоционального слова- ря детей в связной речи и создания условий для переноса навыков употребле- ния эмоционально-оценочной лексики в речевую практику. Для проверки результативности экспериментальной работы было проведе- но контрольное обследование детей, которое подтвердило ее эффективность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=