Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 26 Ю. М. Васина, О. И. Кокорева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОПИСЬЮ В. М. ВАСНЕЦОВА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Аннотация. В статье рассматриваются информационные ресурсы как одно из средств ознакомления с живописью (на примере работ В. М. Васнецова). Ключевые слова: дети дошкольного возраста, эмоции, лексика, живопись, информаци- онные ресурсы, работы В. М. Васнецова. Ориентация в словах, обозначающих эмоциональные состояния, дает воз- можность точно выражать их словом, тоньше дифференцировать, способствует развитию эмпатических качеств ребенка. Исследователи детской речи отмеча- ют раннее возникновение эмоционально-оценочных слов в речи детей; выде- ляют ряд психологических предпосылок, обуславливающих возможность ус- воения старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексики. В современных исследованиях детской речи раскрываются некоторые особен- ности развития эмоционально-оценочного словаря дошкольников, методы и приемы его формирования. Овладение эмоциональным словарем рассматривается как усло- вие формирования социально-активной личности старшего дошкольника. В ряде современных программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста, задачами которых является развитие эмоциональной сферы, нравст- венное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, контролировать в процессе общения свои эмоции, речь, лексика, обозначающая эмоции и чув- ства, используется как средство формирования нравственных качеств личности. Вместе с тем, в них не дается указаний относительно объема эмоционально- оценочной лексики, словарь, обозначающий нравственные качества, представ- лен значительно шире, чем лексика, обозначающая эмоции и чувства. В нашей экспериментальной работе принимали участие 45 детей в возрас- те пяти лет. Диагностика уровня сформированности эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников показала, что дети испытывают трудности в выраже- нии своих эмоций и оценок словом. Активный эмоциональный словарь беден. Дети владеют отдельными понятиями, обозначающими эмоции и чувства, по- верхностно объясняя их на конкретных примерах. Недостаточно четко пред- ставляют значение слов, называющих нравственные качества человека. Не по- нимают эмоциональной нагрузки слова. Для обозначения эмоций и чувств, характеристики нравственных качеств дети используют небольшой спектр слов. Часто не могут подобрать синоним к заданному слову (при его понима-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=