Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 253 а в 1915 г. появилась и третья книга «Нравственное воспитание». В предисло- виях к изданиям Кубертен выражает надежду, что наступает эра, когда общест- во должно осознать роль науки и образования в своем развитии, когда человек становится и бережным хранителем исторического наследия, и его рачитель- ным распорядителем. Здесь также невозможно не отметить созвучие данной идеи современным концепциям устойчивого развития, которые получили в на- ши дни огромный научный резонанс. Говоря о спорте массовом, спорте элитарном, спорте высших достижений в процессе обучения и воспитания молодежи Кубертен не всегда был последо- вателен. «Из ста занимающихся спортом, лишь двадцать серьезно будут спе- циализироваться в одном из них, и лишь пять, в лучшем случае, смогут пока- зать исключительные результаты. И это замкнутый круг. Из которого трудно выбраться. Но приобщение к спорту сегодня, как, впрочем, и вчера, одна из са- мых действенных, но и проблемных областей физического воспитания. Если этот процесс прекратиться, то физическое воспитание лопнет как воздушный шарик» - заявляет он в одной из научных статей [4]. Однако буквально через несколько лет в развитие своего научного доклада «Улучшение физического воспитания» он отмечает: «Наступает час комплекс- ного атлетизма, которого нет еще во многих видах спорта. Спортивная эклекти- ка, как явление, еще в начале своего развития, но придет и ее час. Пока мы по- грязли в узких и неплодотворных формах спортивных специализаций». Кубертен постулирует: «Любой спорт существует для всех. Вот единственная формула, которой я готов посвятить остаток моей жизни» [9]. И эта эгалитари- стская концепция развивается в дальнейших его работах. Однако в первых из- даниях «Спортивной педагогики» и в «Хартии спортивной реформы» он пред- лагает установить ясное разделение между физической культурой, спортивной подготовкой и спортивным соревнованием. Кубертен дает неоднозначное опре- деление спорту: «Спорт – это свободная культура. Спортсмен напряженно ра- ботает и не боится рисковать ради победы. Поэтому с самыми благородными в спортсмене борются самые низменные чувства» [8, Р. 81]. В более позднем издании «Спортивной педагогики» он заявляет: «Спорт требует все большей скорости, высоты и силы. Для человеческого организма это не вполне естественно. Но в этом присутствует благородство и поэзия» [7, Р. 64]. В «Олимпийских мемуарах» 1931 г. он уточняет благородную миссию спорта: «Не спешите добиться результата, разрушая все на своем пути. Вспом- ните отца Дидона, который неустанно повторял своим ученикам: citius, altius, fortius. Эти слова и стали олимпийским девизом. Используйте спорт как инст- румент самосовершенствования, как двигатель физического воспитания, как полюс притяжения!» [6, P. 218]. Приверженность спорту как главному инстру- менту развития личности и общества Кубертен выражает практически во всех своих выступлениях и исследованиях: «Атлет… кто имеет что-либо против? Я не устану повторять родителям, учителям, политикам, журналистам, главам го- сударств, что пусть спортсменов с каждым годом становится больше» [7, P. 90]. Сам стиль жизни Кубертена является примером для молодежи, для его учеников и последователей. Ничто не располагало ребенка из аристократиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=