Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 252 Три года (1883–1886), проведенных Кубертеном в Англии, способствовали его пониманию роли педагогики спорта в духовно-нравственном и социальном становлении молодого человека. Именно такие задачи сформулировал Кубер- тен для школы, вдохновленный образом английского педагога Томаса Арноль- да, который поделился с Кубертеном своим видением процесса воспитания учеников. «Спортивная педагогика, так, как ее понимал Томас Арнольд, самое лучшее и самое действенное средство, доступное учителю, для формирования духовного и физического мира подростка…» «Удивительно, – восхищался Ку- бертен, – но он так организовал процесс обучения, что подростки сами работа- ли над воспитанием в себе мужественности на занятиях спортом. Он же лишь наблюдал со стороны за их усилиями, одобряя, поддерживая, но ничего не де- лая за них сам» [5, Р. 204–206]. Если проследить развитие современных идей физического воспитания, ко- торые снискали особый авторитет в научных и экспертных кругах, например, педагогика двигательного поведения П. Парлеба, конативная педагогика Ж.-Б. Хана, педагогика культурного наследия Ж. Глейза, то без труда удается выявить, что основой этих разработок являются исследования Кубертена нача- ла ХХ века. Опыт, полученный в Англии, обобщается в первом томе его трилогии «Образование в Англии. Школы и университеты», где Кубертен призывает к абсолютной необходимости увеличения количества занятий физкультурой во Французской школе. Годы спустя он отметит: «Организованный спорт – это на- стоящий сад для укрепления воли. Но с каким трудом я пробивал двери фран- цузских школ, чтобы внедрить его туда! Я брал их приступом, но не без помо- щи отважных учеников!» [3, Р. 216]. Решив использовать физическую культуру в качестве эффективного педа- гогического средства, он разрабатывает комплекс общегимнастических упраж- нений, для всех учащихся школы, а также комплекс упражнений для подготовки к военной службе, адресованный юношам 14 лет, освоившим общегимнастиче- ский комплекс. Идеи, статьи, выступления, разработки Кубертена, посвященные рефор- мированию образования и школьного обучения, были услышаны в разных странах. Так, после публикации в 1901 г. «Заметок о народном образовании» по просьбе короля Леопольда II, он разработал концепцию для обновления бель- гийских школ «Новый коллеж», получившую широкое признание в 1912. В 1910 г. выходят его «Новые программы для среднего образования». Из- лагаемая в них концепция содержит ряд положений о междисциплинарной ин- теграции в процессе обучения, о важности для школы наряду с физическим воспитанием таких предметов, как астрономия, история, иностранные языки. В свете разработки новых российских школьных стандартов как нельзя акту- альнее становятся для нас эти идеи и исследования Кубертена, которые выдер- жали вековое испытание временем. В 1912 г. Кубертен публикует второй том трилогии «Образование подро- стков в ХХ веке» под заголовком «Интеллектуальное развитие: комплексный анализ», первый том которой «Физическое воспитание» вышел еще в 1906 г.,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=