Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 251 А. И. Орехов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА Аннотация. Статьей продолжается тематический цикл работ, посвященных Пьеру де Кубертену, где с опорой на аутентичные материалы проанализирован вклад великой лично- сти в развитие педагогической теории и физического воспитания молодежи. В статье исполь- зован широкий массив оригинальных текстов исследований и выступлений П. де Куберьена, позволяющий познавательно отнестись к привлеченному материалу, составить персональное представление о личности и творчестве великого деятеля современности. Ключевые слова: Кубертен, педагогические исследования, физическое воспитание, спорт. Современная научная мысль развивается в междисциплинарном и транс- дисциплинарном контексте. Однако, какие бы резоны ни были бы положены в основание исследования, масштабность и гуманистическая направленность созданного всегда будут определяться личностью. Этой статьей мы продолжа- ем цикл наших публикаций, посвященных выдающемуся деятелю современно- сти Пьеру де Кубертену. И если содержание наших первых работ позволило уз- нать о малоизвестных российскому читателю фактах биографии и судьбы легендарной личности [1, С. 99–105], то на страницах сегодняшней публикации мы обратимся к педагогическому наследию Кубертена. Несмотря на масштабность творчества П. де Кубертена, а он написал гораздо больше, чем Шекспир, его педагогические исследования, его воспитательные стратегии до сих пор мало изучены. Эту лакуну мы попытаемся заполнить, вос- пользовавшись авторскими текстами великого основателя олимпийского движе- ния, оказавшимися в нашем распоряжении. Данные материалы и исследования благодаря международному Комитету Пьера де Кубертена собраны и находятся в открытом доступе в Доме французского спорта, расположенном в Париже. Кубертен относил себя к поколению, которое изведало все тяготы франко- прусской войны 1870–1871 г. Свою миссию в восстановлении страны после по- слевоенной разрухи он видел в педагогической деятельности. Убежденный в том, что именно спорт в стенах учебных заведений способен повлиять на умы и чаяния подрастающего поколения, он подверг пересмотру всю систему обра- зования того времени, нуждающуюся, по его мнению, в кардинальных рефор- мах. Именно молодежи он посвятил большую часть своих произведений. Мо- лодёжи, на которую он возлагал большие надежды и которую поддерживал до конца своих дней. «Я хотел бы закалить нашу безвольную и ограниченную мо- лодежь, ее тело и характер спортом, помочь ей в преодолении страхов и избе- гании излишеств. Я хотел бы, чтобы спорт расширил ее горизонты, а также по- зволил выйти на планетарное понимание истории, мира, себя…» [2, Р. 36].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=