Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 249 А. С. Игнатьева, С. М. Елизаветенков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ Аннотация. Максимальная эффективность отбора во многом зависима от четкого и своевре- менного выявления интереса к определенным видам спорта в раннем или подростковом возрасте. Ключевые слова: критерии отбора, тренерский штаб , спорт, темперамент. Социологические критерии отбора спортсменов отражают специфические характеристики их интересов и мотивов приобщения себя к определенному ро- ду спортивной деятельности, а также показатели, отражающие влияние спор- тивной деятельности, неформальных и формальных групп общения на челове- ка. Максимальная эффективность отбора во многом зависима от четкого и своевременного выявления интереса к определенным видам спорта, в раннем или подростковом возрасте. Очень важным фактором является личное знакомство с родственниками. Связь с ними, особенно в первые годы занятий является очень весомым факто- ром для тренировок будущих спортсменов. Ведь достаточно частыми являются случаи, когда из-за различных форс-мажорных ситуаций, или же болезней, дети, пропуская тренировки, испытывают чувство страха перед тренером и коллекти- вом, боясь замечаний, они прекращают посещать тренировки. Посему очень важным аспектом тренировок и спортивного развития является анализ основных причин отсева молодых спортсменов, имеющих способности и задатки к своему всестороннему спортивному развитию на первых этапах тренировок. Стоит принять во внимание тот факт, что, для спорта, те спортсмены, кото- рые не способны совмещать спортивные занятия и учебные, являются в целом, бесперспективными. Но также, можно сказать, что в случаях, когда причинами учебной неуспеваемости являются низкий уровень дисциплины и самоконтроля, спорт может оказать особенно положительное влияние на человека. Так, руководствуясь основными критериями отбора, тренерский штаб спо- собен наблюдать за естественным ростом и становлением спортсмена. Как было многократно отмечено, основной прирост спортивных результатов у детей и подростков зависим от их непосредственного естественного роста и ана- логично от тренировок. В целом эту зависимость можно охарактеризовать не- большой формулой: «ЕСТЕСТВЕННЫЙ РОСТ + ТРЕНИРОВКИ = РЕЗУЛЬТАТ». Психологические критерии отбора отражают специфику различных воз- можностей реализации и совершенствования психологических качеств челове- ка, в соответствии с выбранным видом спортивной деятельности, особенностей его индивидуальных психофизических свойств и показателей. Изучая данный вопрос, важно подчеркнуть, что, фактически, всякий вид спорта содержит раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=