Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 241 Е. В. Внукова, Т. А. Никитина, Л. Н. Цветкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ГИПОКИНЕЗИИ НА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Аннотация. В данной статье рассматривается отрицательное влияние недостатка дви- жения у младших школьников из-за интенсификации учебной деятельности, а также меры по его профилактике. Ключевые слова: гипокинезия, учебный процесс, двигательная активность, физические упражнения, развитие организма. Глобальные задачи стоят перед современной школой в деле физического воспитания учащихся. Приоритетными для педагогического коллектива долж- ны оставаться такие как, укрепление здоровья подрастающего поколения, все- сторонние физическое развитие, воспитание двигательных и морально-волевых качеств, повышение общей и умственной выносливости. В последние годы в организации и содержании образовательного процесса средней школы произошли значительные перемены, связанные с усилением на- грузки учебного процесса. Осуществляется внедрение всевозможных техниче- ских средств и программированного обучения, также пересматриваются учеб- ные планы и программы. Интенсификация учебной деятельности вызывает нежелательные реакции у детей, что выражается в явлениях утомления, а временами и переутомления. Кроме того доминируют занятия статического характера, что несет дополни- тельную нагрузку. Обязательные формы физического воспитания, учитываемые школьной программой, составляют в пределах 35 % ежедневной двигательной потребности учащегося. Движения в течение дня примерно 25 %. Даже вместе, это не в состоянии обеспечить потребности организма ребенка в движении. Ко- гда в школьном расписании есть урок физической культуры, ученики испыты- вает недостаток двигательной активности до 40 %. В другие же дни – до 80 % суточной нормы. Двигательная активность – это естественная потребность человека. Непо- средственно от удовлетворения ее во многом зависит уровень развития орга- низма, степень обменных процессов и формирования органов и систем для ка- ждого возраста есть своя определенная норма. Если объем двигательной активности ниже заданного уровня отмечается замедление роста и развития, а также снижение функциональных параметров организма. Малоподвижный образ жизни является фактором, угрожающим функцио- нальными и морфологическим изменениями в организме детей. Неоднократно отмечалось, что под влиянием гипокинезии у детей снижается активность мно- гих ферментов, отвечающих за характер окислительных процессов и биохимиче- ских превращений в организме. Кроме того, наблюдается выраженное ослабле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=