Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы физического воспитания 235 В. В. Борисова, Т. А. Шестакова, Л. Д. Борисенко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ БЛИЗОРУКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ Аннотация. В статье раскрываются вопросы разработки средств профилактики нару- шений зрения средствами физкультурно-оздоровительной деятельности и введения их в ре- жим учебного дня младших школьников. Ключевые слова: средства физкультурно-оздоровительной деятельности, близорукость, профилактика, методика, режим учебного дня, младшие школьники. Анализ научно-методической литературы, касающейся проблемы профи- лактики нарушений зрения, показал, что достаточно глубоко изучены причины возникновения зрительных расстройств, разработаны пути их предупреждения и коррекции [1, 2]. Разработана система физического воспитания слабовидящих школьников [3, 4]. Вместе с тем наблюдается отсутствие или недостаток про- филактики нарушений зрения в ныне действующих программах по физическо- му воспитанию. Учитывая вышесказанное, целью нашей работы является по- вышение эффективности профилактики близорукости в режиме учебного дня младших школьников средствами физического воспитания. Данные, полученные после планового медицинского обследования младших школьников окулистом, позволили выделить из общего числа учащихся 1-х – 3-х классов 20 учеников, страдающих близорукостью. В соответствии с задачами эксперимента были сформулированы две группы учеников – контрольная и экс- периментальная – по 10 человек в каждой. При этом в каждую из групп отбира- лись школьники со сходными величинами близорукости. В экспериментальной группе проводились занятия по программе физического воспитания с обязатель- ным включением модифицированного комплекса физических упражнений по коррекции близорукости с использованием самомассажа глаз практически во все уроки с дальнейшим анализом его воздействия на величину близорукости. Кон- трольная группа занималась без учёта этих комплексов упражнений, по стан- дартной методике и не систематично. Рефракция зрения на основании анализа медицинских карт и в контрольной и в экспериментальной группах находилась в пределах от 1 до 2,5 D. На основании программы ФВ младших классов школь- ники, имеющие рефракцию зрения не менее 3 D, допускаются к занятиям физ- культурой в основной медицинской группе [3]. Таким образом, все школьники контрольной и экспериментальной групп занимаются ФВ на общих основаниях. Проведенные нами исследования позволили разработать (модифициро- вать) комплексы корригирующих упражнений для глаз, направленных на про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=