Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 232 А. В. Карандеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СУПЕРВИЗИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ Аннотация. Представители помогающих профессий в нашей стране подвержены раз- личным профессиональным рискам. Начинающий, молодой специалист, подвергается опас- ности разочарования в профессии в самом начале пути. Супервизия как наставничество и консультирование способно минимизировать риски и их последствия для молодых специа- листов помогающих профессий. Ключевые слова: супервизия, молодой специалист, помогающие профессии, педагог, психолог, социальный работник. Молодые специалисты помогающих профессий (психологи, педагоги, медики, психотерапевты, социальные работники, специалисты по социальной работе, социальные педагоги и пр.) в начале своего профессионального пути зачастую могут встретиться с такими негативными факторами, как профессио- нальные риски, профессиональный стресс, синдром эмоционального выгора- ния, с которыми они порой не в силах справиться самостоятельно. В таких си- туациях важна квалифицированная помощь опытного специалиста – супервизора, который в силу профессионализма и опытности сможет указать верные пути решения и поможет разобраться в сложившейся проблеме. Супервизия понимается как ограниченный во времени, непрерывный, со- провождающий профессиональную деятельность процесс консультирования и учёбы, который способствует обеспечению и улучшению качества профес- сиональной деятельности. Супервизия используется во всех профессиональных сферах, в которых имеет значение интеракция между людьми [1, c. 12]. Супервизором является специалист в какой-либо из профессий, связанных с работой с людьми, который обладает колоссальным опытом в своей сфере деятельности, а также критическим мышлением и творческим подходом к решению стандартных и нестандартных ситуаций, связанных с профессио- нальными буднями. Соответственно, клиентом супервизора (супервизантом, супервизируемым) является представитель той же профессиональной области, который обладает меньшим опытом, либо сталкивается с затруднительной си- туацией, из которой по ряду причин не может самостоятельно найти выход. Супервизия одной из своих задач видит формирование профессионального мастерства молодых специалистов-представителей помогающих профессий. В ходе супервизии молодой специалист имеет возможность осмыслить и интег- рировать имеющиеся у него теоретические знания, профессиональный опыт, конкретные трудные ситуации и способы личного реагирования в единую кон- цепцию, что позволяет ему повысить свою профессиональную компетентность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=