Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 230 5. Проблемы, связанные с рефлексией полученных результатов. Решение данных проблем представляется возможным в индивидуальном тьюторском сопровождении, обладающем для этого определенным потенциалом. Само понятие «потенциал» в самом общем смысле означает совокупность ресурсов и возможностей предмета, способных привести к достижению необ- ходимых целей. Анализ работ ученых (В. Н. Кормакова, Т. М. Ковалева, В. А. Романов и др.) позволил выявить составляющие потенциала тьюторства: направленность на выявление индивидуальных особенностей обучающихся, профессиональных интересов, качеств, необходимых для выстраивания стратегии самообразова- ния; возможность подбора и адаптации педагогических средств организации самообразовательного маршрута тьюторанта; поддержка самоанализа и само- коррекции студентами результатов профессионального самообразования; активизация разработки самообразовательного маршрута обучающимися по- средством индивидуальных консультаций, встреч, тренингов, коучинга, про- фессионально ориентированных ситуациях самообразования; целенаправленное своевременное выявление затруднений и барьеров тьюторантов на всех этапах самообразования; выстраивание исключительно партнерских отношений, по- зволяющих создать ситуацию успеха, доверительной атмосферы; технологии альтернативной коммуникации на мастер-классах, групповых дискуссиях, тью- торских встречах, вебинарах и др. Студент ходит на лекции, посещает семинарские занятия и отдельно взаи- модействует с тьютором по выстраиванию самообразовательного маршрута, пути движения к личной образовательной цели. Отдельное внимание следует обратить на студентов, имеющих ограничения здоровья и инвалидность. Самообразовательную деятельность таких тьюторан- тов необходимо организовывать в открытой, вариативной, адаптированной образовательной среде, с учетом повышения доступности ресурсов профессио- нального самообразования, обеспечивать координацию усилий и взаимодействия участников образовательного процесса для успешного продвижения обучающе- гося к личной самообразовательной цели. Как справедливо отмечают В. Н. Кормакова, В. А. Романов, «для решения поставленных задач необходим анализ образовательного и профессионально- личностного запроса студента как будущего специалиста» [2, с. 442]. Во взаи- модействии с тьюторантом при построении последним самообразовательного маршрута такие запросы студента позволят тьютору подобрать необходимый инструментарий для решения проблем профессионального самообразования. Ситуация осложняется тем, что в штатное расписание высших учебных за- ведений такая должность пока не введена. Фактически правовая основа для ее реализации сформирована, нерешенной остается экономическая сторона.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=