Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 23 вательного процесса. Сюда относятся мотивы и цели профессионального педа- гогического образования, учебно-профессиональная деятельность в единстве ее структурных компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий кон- троля, действий оценки; способность к сотрудничеству и взаимопомощи, ак- тивность в установлении контактов, профессиональная рефлексия, предпола- гающая обоснованную критическую оценку получаемых профессиональных знаний в их соотнесении с реальной профессиональной деятельностью педагога качества, которые определяют возможности профессионального саморазвития и самосовершенствования [4]. Для достижения указанных целей в условиях вузовского образования сле- дует прикладывать значительные усилия для создания условий, способствую- щих становлению и развитию психических качеств студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности. Прежде всего, сюда относятся: фор- мирование мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе с учетом ее специфики; формирование основных компонентов учебно-профессио- нальной деятельности в вузе с учетом специфики дистанционной модели обу- чения, таких как учебная мотивация, учебную ситуация, контроль и оценка успешности обучения; профессиональная рефлексия личностных и профес- сионально-значимых качеств, формирующаяся в ходе обучения, и ее соответст- вие требованиям стандарта высшего педагогического образования; формирова- ние деятельности профессионального самообразования с учетом специфики обучения в вузе; становление элементов научно-исследовательской деятельно- сти в профессиональной области [4]. Каждая из этих групп условий оказывает преимущественное влияние на развитие определенных компонентов в структуре субъектности будущего спе- циалиста. Реализация дистанционных курсов в рамках субъектного подхода по- зволяет имитировать происходящее в реальном мире (на производстве или при коммуникативном взаимодействии) и отрабатывать навыки, получать знания и опыт по аналогии с процессом деловой игры и с возможностью повторной от- работки. Это позволяет снизить психическое напряжение, что приводит к по- вышению коммуникативной активности субъектов учебно-профессиональной деятельности в вузе. Среди различных особенностей дистанционного обучения следует выде- лить ряд негативно влияющих на групповую и профессиональную идентифика- цию и мотивацию аспектов использования виртуального пространства, таких как отсутствие непосредственного эмоционального контакта субъектов образо- вательного процесса [8]. Это усложняет процесс передачи опыта. Кроме того, присутствует некоторая механистичность взаимодействия, поэтому субъектный подход предполагает применение методов и техник преподавания, актуальных для традиционной формы с учетом особенностей виртуального взаимодействия. Развитие творческой самостоятельности как одного из ведущих компонентов субъектности студента вуза предполагает активный поиск путей возможного применения приобретаемых знаний, умений и навыков в реальном мире. Одним из наиболее важных факторов эффективности дистанционного обучения является обретение обучающимися личностного смысла приобре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=