Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 229 Е. В. Гревцова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОТЕНЦИАЛ ТЬЮТОРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Аннотация. Рассмотрены вопросы, раскрывающие потенциал тьюторства в решении проблем самообразования студентов. Определены задачи деятельности тьютора в организа- ции самообразования будущих специалистов по социальной работе, в том числе имеющих ограничения здоровья. Ключевые слова: тьютор, тьюторство, тьюторант, самообразование, профессиональное самообразование, будущий специалист по социальной работе. Анализ практики профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в российских вузах, убедительно доказывает, что для ста- новления студентов как субъектов профессионального самообразования необ- ходимы инновационные формы взаимодействия, в частности, тьюторство. Тьюторство зародилось в Англии ещё в XII веке, где кроме профессоров и их ассистентов, были люди, помогающие студенту выстроить его индивиду- альную программу, называемые тьюторами. В Едином квалификационном справочнике должностей профессия «тьютор» появилась больше, чем 10 лет назад. В 2017 г. был принят профессиональный стандарт профессии. С одной стороны, данная профессия только становится частью педагогической деятель- ности, современная образовательная ситуация диктует ее необходимость, а с другой – профессиональное сообщество России изучает теорию и практику тьюторства около 25 лет. Самым близким словом–синонимом понятия «тьюторство», на наш взгляд, служит термин «сопровождение». Изучая профессиональное самообразование будущих специалистов по социальной работе, мы пришли к выводу о том, что находясь в особом взаимодействии с тьюторантом, сопровождающий (тьютор) специальным образом организует для него образовательную среду, создавая тем самым оптимальные условия для организации данного процесса. Также наше исследование выявило, что успешной организации и осущест- влению самообразования на разных этапах будущих специалистов по социаль- ной работе препятствуют определенные проблемы и затруднения. Мы объеди- нили их в следующие группы: 1. Проблемы, связанные с принятием студента себя как субъекта деятельности. 2. Диагностические проблемы. 3. Организационные проблемы. 4. Проблемы, связанные с наличием определенных психологических осо- бенностей, качеств личности и т. п.;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=