Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 227 тающего поколения четкое представление о террористах как преступниках, о не- отвратимости наказания за осуществление террористической деятельности. В современных условиях распространения террористической угрозы важ- ным является осознание каждым гражданином необходимости защиты от тер- рористических проявлений на личностном уровне. Знание основных правил по- ведения в случае возникновения террористической угрозы, основ безопасности – необходимое условие жизнедеятельности в современном мире. Проведение мини-тренинга по правилам личной безопасности будет способствовать актуа- лизации знаний, полученных студентами в период обучения в школе, повысит уровень личной защищенности в экстремальной ситуации. Ярким примером необходимости проведения такого тренинга стало «открытие» преподавателями курса того факта, что некоторые первокурсники, по-прежнему, пытаются в экс- тренной ситуации набрать с сотового телефона номера «01», «02», «03»… Столкнувшись с проблемой набора указанных номеров в реальном времени, пытались даже набрать «911»… В процессе преподавания дисциплины мы столкнулись также с проблемой, связанной с использованием студентами – первокурсниками ресурсов сети Ин- тернет. Возникла необходимость донести до студентов важность источника по- лучения информации и ее критического осмысления. Таким образом, еще од- ним аспектом обучения в рамках дисциплины стала необходимость акцентирования внимания студентов на источниках получения информации, их отборе и критическом осмыслении. Так, при подготовке к практическим заня- тиям по дисциплине студентам рекомендуется пользоваться учебными и науч- ными работами, официальными сайтами и изданиями, рекомендованной лите- ратурой. Обязательным требованием является указание использованной при подготовке доклада литературы. На данном примере «некритического» отно- шения к источнику информации логично рассмотреть «бесконтактные» вербов- ки в социальных сетях, дать представление о процессе идеологической обра- ботки, тактике и целях вербовщиков. Восприятие экстремистских концепций, идей, взглядов формирует террористическое мировоззрение и приводит к убе- ждению о целесообразности и необходимости насилия как инструмента дости- жения «праведных» целей, делает из обычного человека фанатика, готового со- вершить преступление во имя идеи. Для успешной реализации дисциплины нами используются сочетание раз- личных методов обучения, форм и средств организации самостоятельной рабо- ты студентов, а также проверки знаний: кроссворды для проверки знаний поня- тийного аппарата дисциплины, имен идеологов терроризма; квест по теме «Терроризм в мировой истории и истории России»; тестирование в электронной образовательной среде Moodle по соответствующим темам дисциплины; подго- товка докладов и реферирование научных статей; подготовка мультимедийной презентации, посвященной жертвам террористических актов; подготовка ин- формационных материалов для образовательных организаций по противодей- ствию террористической угрозе. Лучшие работы студентов рекомендуются к участию в конкурсе научно- исследовательских студенческих работ ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Защита от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=