Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 226 ститутов, о совершенствовании нормативной базы, касающейся борьбы с тер- рористической угрозой, о проведении конкретных антитеррористических опе- раций. Важно показать, что истоки терроризма находятся в сфере крупных экономических и социальных конфликтов, обострении политического противо- стояния, столкновении межэтнических интересов. Также возможно обращение к международному опыту противодействия террористическим атакам. При изучении российской нормативно-правовой базы в системе противо- действия терроризму необходимо акцентировать внимание на том, что именно идеология терроризма является тем элементом, который позволяет идентифи- цировать данное явление и разграничить его от общеуголовного преступления. С этой целью на практическом занятии по данной теме проводится сравнитель- ный анализ основных понятий Федеральных законов № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) и № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (2006 г.), а также основных принципов борьбы с терроризмом в РФ. Сравнительный ана- лиз документов показывает, что в действующем федеральном законе по-новому определены принципы и основные понятия. Так, в новом законе 2006 г. терро- ризм рассматривается не просто как насилие, а именно как «идеология наси- лия». Список основных принципов противодействия терроризму, помимо про- чих, дополнился таким принципом, как сотрудничество государства с общест- венными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму и др. Указанный принцип отражает значение роли гражданского общества и каждого человека в системе противодействия терроризму в российском обществе. В качестве иллюстрации можно использовать материал статьи Е. В. Пере- валовой «Освещение процесса Веры Засулич в газете М. Н. Каткова «Москов- ские ведомости» [4]. Студентам предлагаются следующие вопросы, по которым выносился приговор присяжными: виновна ли Засулич в покушении на Ф. Ф. Тре- пова? Хотела ли она при этом лишить его жизни? Сделала ли она для этого все, что он нее зависело? После полученных ответов предлагается ответить на сле- дующие вопросы: Почему была оправдана Веры Засулич? Возможно ли такое в правовом государстве? Был ли наказан градоначальник Ф. Ф. Трепов? Что значат принципы: равенство всех перед законом и неотвратимость наказания за осуществление преступления? Оправдание поступка В. Засулич показало, что террористический акт может быть оправдан, больше – объявлен героическим поступком. Как следствие – череда последовавших террористических актов, убийство Александра II, эсеровский террор. Важно показать, что в настоящее время в Российской Федерации сформи- рована общегосударственная система противодействия терроризму. Однако необходимо понимание того, что для преодоления террористической угрозы необходимо включение в процесс гражданского населения. Одна из задач – до- вести до студентов – будущих педагогов, что знание нормативно-правовой базы по противодействию терроризму в Российской Федерации необходимо для эф- фективной профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде, готов- ности к обеспечению жизни и здоровья обучающихся. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Необходимо сформировать у подрас-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=