Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 225 прав и свобод государством, кроме правовых, крайними насильственными средствами. Яркой иллюстрацией следования данной модели являются приме- ры вторжения США в Афганистан и Ирак, спровоцировавшие волну ответного террористического насилия. Данная модель «воинствующей демократии» на- шла отражение и в «Стратегии национальной безопасности США» 2017 г. Внешнеполитическая деятельность Китая и России, которые в данном докумен- те названы «ревизионистскими державами», провозглашаются несовместимы- ми с интересами и ценностями США, а «Америка, являющаяся силой добра на протяжении всей своей истории, будет использовать своё влияние для продви- жения наших (т.е. своих) интересов и деятельности на благо человечества» [1]. При рассмотрении идеологии терроризма в исторической ретроспективе сту- дентам предлагается изучить и проанализировать произведение С. Г. Нечаева «Катехизис революционера», в котором впервые в русской истории была сформу- лирована программа широкомасштабной террористической деятельности. Откро- венный цинизм взглядов автора, безаппеляционность формулировок катехизиса вызывают горячее обсуждение у студенческой аудитории. Знакомство с деятель- ностью организации «Народная расправа», личностью автора произведения, оцен- кой его деятельности представителями революционного направления в народни- честве, позволяют дать оценку допустимости, необходимости, «справедливости» применения террористического насилия для «полнейшего освобождения и счастья народа», превращения человека в средство реализации экстремистских идей и це- лей. Данное произведение позволяет наглядно проиллюстрировать признаки экс- тремизма и терроризма, такие как поддержка культа нетерпимости и насилия; неприятие инакомыслия; создание незаконных группировок; романтизация и ми- фологизация деятельности, создание утопических целей. При изучении темы «Терроризм в мировой истории и истории России» студентам, помимо подготовки докладов по вопросам практического занятия, предлагается сделать реферирование рекомендованных научных статей. Алго- ритм проведения реферирования статьи позволяет отразить позицию автора статьи, сформулировать точку зрения студента, обсудить проблему с аудитори- ей, а также приобрести навык работы с текстом. Доклады, подготовленные по научным статьям, служат дополнением к докладам, подготовленным студента- ми по плану практического занятия. Еще одним важным и принципиальным основанием процесса преподава- ния дисциплины является рассмотрение как можно более широкого контекста современного терроризма, прежде всего в отношении столкновения геополити- ческих интересов. События в Сирийской Арабской Республике дают об этом вполне наглядное представление. Прямые террористические акты или, наобо- рот, инсценировка таковых от имени своего противника становятся, к сожале- нию, допустимым средством в ведении гибридных войн против Российской Федерации и ее союзников. В этой связи следует проследить не только нарас- тание внешнеполитических угроз для нашей страны, но и все большую степень готовности государства и – шире – российского общества к борьбе с экстреми- стскими идеологиями и с прямой террористической угрозой на протяжении 1990-х и 2000-х годов. Речь должна идти и об укреплении государственных ин-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=