Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 223 и истории России; анализ проблемы современного терроризма; изучение систе- мы противодействия терроризму и основных направлений антитеррористиче- ской деятельности в РФ и роли гражданского общества в борьбе с терроризмом; раскрытие социальных, идеологических и социально-психологических основа- ний террористической деятельности. При разработке и – главное – при реализации нового курса перед препода- вателем всегда стоит цель: как предоставить его должное методическое обеспе- чение, какие использовать методы и приемы обучения с тем, чтобы не только заинтересовать студентов в предмете, а также решить весь необходимый ком- плекс учебных задач. Особенностью и достоинством курса является его тесная связь с рядом гу- манитарных дисциплин: историей, психологией, философией, конфликтологи- ей, профессиональной этикой и др. Реализация межпредметных связей в препо- давании дисциплины позволяет актуализировать проблему терроризма и рассмотреть ее с позиций различных научных знаний, подчеркнув тем самым ее практико-ориентированность и место в формировании антитеррористическо- го мировоззрения студентов. Первый опыт преподавания дисциплины «Гражданское население в проти- водействии распространению идеологии терроризма» позволяет отметить не- которые методические особенности, учет которых, на наш взгляд, может содей- ствовать более успешному раскрытию ее потенциала. Так, наиболее эффективными видами лекционных занятий при реализации дисциплины являются вводная лекция с элементами визуализации (тема «Предмет дисциплины «Гражданское население в противодействии распро- странению идеологии терроризма»); проблемная лекция с элементами лекции- визуализации (тема «Современный терроризм: понятие, сущность, разновидно- сти») и лекция-конференция (тема «Российская нормативно-правовая база в системе противодействия терроризму»). Использование видеоряда (антитер- рористические ролики, презентации, документальные фильмы и т. п.) с ком- ментариями преподавателя к демонстрируемому материалу позволяет повысить эффективность восприятия изучаемых тем. Особое место в ряду лекционных занятий занимает лекция-конференция, позволяющая в условиях небольшого количества часов, выделенных на дисци- плину, включить студентов в активную работу по изучению нормативно- правовых актов противодействия терроризму, инструкций и правил поведения в случае возникновения террористической угрозы. В процессе преподавания необходимо точно сформулировать и придержи- ваться базовых концептуальных основ дисциплины. Понятно, что «гражданское население» в противодействии терроризму следует рассматривать не только как поведение граждан, оказавшихся включенными, так или иначе, в ситуацию тер- рористической атаки, что, конечно, чрезвычайно важно. Акцент должен быть сделан именно на противодействии этому социальному злу через механизм гражданского общества, причем внимание должно быть сфокусировано на формах такой гражданской активности. Важнейшая из них – это само антитер- рористическое сознание, актуально представленное в общественном мнении,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=