Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 22 А. Б. Ваньков, Б. П. Ваньков, Н. А. Яковлева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА Аннотация. Субъектный подход предполагает применение методов и техник препода- вания, актуальных для традиционной формы с учетом особенностей виртуального взаимо- действия. Развитие творческой самостоятельности студента вуза предполагает поиск путей применения приобретаемых знаний в реальном мире. Развитие и саморазвитие студента в ходе дистанционного обучения должно побуждать его к постоянному поиску оптимальных путей, созиданию новых возможностей для целостного самовыражения и испытанию своих потенциальных сил. Ключевые слова: субъектность студента; информационные потоки; дистанционное обучение, личностный смысл. Возрастание общего объема информационных потоков, сопровождающих развитие виртуальных и коммуникационных технологий, усиливает нагрузку, а главное, расширяет возможности субъектов образовательного процесса. Ис- пользование подобных инноваций обуславливает появление образовательных программ, предполагающих индивидуализацию, дифференциацию и сокраще- ние периода обучения студентов. В силу этого дистанционное обучение в наше время является объектом многочисленных научных исследований. Объектом исследований становятся влияние информационных технологий на содержание и психологические аспекты обучения (В. С. Леднев, Е. И. Маш- биц, И. В. Роберт и др.); построение информационной модели обучения (В. М. Глушков, Д. Ш. Матрос, Н. Ф. Талызина и др.); применение информаци- онных технологий для измерения и оценки результатов обучения (В. И. Андре- ев, Б. С. Гершунский); новые технологии обучения (А. А. Белоглазов, Е. А. Си- нельникова); преподавание в сети Интернет (В. И. Солдаткин, А. А. Андреев и др.). Актуальным для настоящего времени направлением в исследовании дис- танционного обучения является изучение возможностей его организации в кон- тексте субъектного подхода, столь важного для повышения эффективности об- разовательного процесса в вузе. Дистанционные курсы могут быть использованы в качестве дополнения к основным и требуют высокого уровня квалификации преподавательского со- става. Успешность их реализации требует основательного учета психологиче- ских аспектов применения данной формы обучения, в частности, в рамках про- водимого нами исследования указанной проблемы, были обоснованы следующие конкретные положения. Дистанционная модель обучения предусматривает обмен информацией в виртуальной информационно-образовательной среде. Это обуславливает зна- чительное внимание к состоянию психологических качеств субъектов образо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=