Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 219 Цели уроков истории Северная Восточ. ЦВЕ Западная Южная Объяснение мировых современных и будущих процессов и тенденций 4,10 (2,85) 4,28 (3,05) 4,17 (2,69) 4,22 (2,93) 4,30 (3,09) Поддержание национальных традиций и ценностей 4,20 (2,97) 4,27 (3,25) 4,42 (3,19) 3,42 (2,90) 4,26 (3,65) Развитие интереса к истории, очарования ее содержанием 3,96 (2,57) 3,97 (3,00) 4,09 (2,79) 3,95 (2,57) 4,17 (2,85) Поддержание национальных традиций и ценностей 3,30 (2,97) 4,09 (3,25) 3,95 (3,19) 3,38 (2,90) 4,36 (3,65) В развитие более общего вопроса о целях преподавания истории и учени- кам, и учителям был задан вопрос о наиболее интересных предметных сторонах дисциплины. Здесь, на наш взгляд, интересны два аспекта ответов респонден- тов. Во-первых, это влияние политико-культурного фактора. А, во-вторых, сте- пень разночтений в интересах обеих сторон опроса. Остановимся на наиболее важных, с нашей точки зрения, аспектах предметного интереса. Оказалось, в частности, что ученики из Южной (3,21) и Восточной Европы (2,93) несколь- ко выше, чем другие группы респондентов, отмечали значимость изучения жизни обычных людей. Но если учителя из Южной Европы также опережали своих коллег по этому вопросу (3,70), то их коллеги из Восточной Европы (3,06) не поддержали второе место своих учеников в порядке отданного пред- почтения. Второе и третье места отошли более «политкорректным» учителям из Западной и Северной Европы (3,51 и 3,33). Однако и ученики, и учителя из Восточной Европы твердо держали пальму первенства в проявлении интереса к царствующим персонам (3,61 и 4,16). Юг и Восток Европы – как ученики, так и учителя – оказались лидерами в отношении интереса к «приключениям и от- крытиям». Показатели учеников здесь соответствуют значениям 4,08 и 4,00, со- ответственно учителей – 4,02 для обеих групп. Тематический выбор «войны и диктатуры» оказался более интересен для ребят из Западной и Южной Европы (3,47 и 3,46). В общем, их поддерживают в этом и учителя (3,51 и 3,57). Правда, в этом выборе лидерами среди учителей все-таки оказались учителя из Северной Европы (3,80). Можно было ожидать – и это подтвердилось, − что и учащиеся, и учителя из Восточной Европы пер- венствуют в интересе к другим культурам (3,43 и 3,15). Что же касается интере- са к экономическим вопросам, то здесь лидерами оказались и ребята, и учителя из Южной Европы (3,31 и 3,04). Таким образом, политико-культурная почва не может не определять главное в преподавании дисциплины – ее предметные приоритеты. Понятно, что эффективность предметно-целевой направленности уроков в значительной степени зависит от способа их проведения, то есть от того, «что обычно происходит на занятиях по истории». Что мы видим из ответов учени- ков на этот вопрос? Оказывается, наибольшие значения относятся к «традици- онным» способам обучения. При этом, судя из ответов, именно работа с зада-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=