Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 218 Таблица 1 Распределение ответов подгрупп респондентов-школьников на вопрос «Какую значимость имеют для вас следующие цели изучения истории?» Значимые цели истории Деноминации N Среднее протестанты 3641 3,82 «знание прошлого» православные 4827 4,05 протестанты 3637 3,59 «понимание настоящего» православные 4815 3,54 протестанты 3634 3,23 «ориентация в будущем» православные 4820 3,35 Для «православной» молодежи история, прежде всего, инструмент позна- ния прошлого. А вот в отношении оценки потенциала истории в понимании на- стоящего они незначительно уступают и протестантам, и католикам- респондентам (показатель среднего – 3,63). В анкете для учителей этого вопро- са не было. Но, по всей видимости, учителя при ответе на этот вопрос не пол- ностью солидаризировались бы со своими воспитанниками. Это видно из рас- пределения ответов учителей на вопрос «На что нацелены ваши уроки истории?» . Думается, значительная часть этих различий определяется ролевы- ми различиями респондентов, в частности задачами дидактического свойства в преподавании предмета истории. Учитель истории должен не просто зало- жить знание основных фактов, но и дать их моральную оценку, вскрыть мотивы поведения людей прошлого. И при этом создать яркие исторического полотна событий и явлений, их отражение в сегодняшнем и завтрашнем дне. Решение каких-то из этих дидактических задач для учителей по понятным причинам бо- лее важно (и более трудно!), чем для учеников. Так, «знание основных фактов» в изучении истории почти одинаково значимо у обеих сторон, чего не скажешь о таких свойствах, как «создание ярких образцов исторических явлений» или «объяснение мировых современных и будущих процессов и тенденций». Таблица 2 Распределение ответов подгрупп учителей на вопрос «На что нацелены ваши уроки истории?» (в скобках показатели учеников) Цели уроков истории Северная Восточ. ЦВЕ Западная Южная Знание основных фактов 3,97 (3,42) 3,91 (3,80) 4,18 (3,72) 3,87 (3,48) 4,13 (3,98) Моральная оценка историче- ских событий 3,44 (2,70) 4,06 (3,09) 4,04 (2,84) 3,81 (2,89) 4,01 (3,08) Создание ярких образов исторических явлений 3,58 (2,80) 3,95 (3,22) 3,83 (3,01) 3,88 (3,25) 3,84 (3,28) Осознание мотивов поведения людей прошлого 3,26 (2,38) 3,78 (3,09) 3,68 (2,84) 3,99 (2,93) 3,95 (3,32)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=