Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 216 С. Ф. Володин, Т. А. Володина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ПРОЕКТЕ «YOUTH AND HISTORY» Аннотация. В статье представлен вторичный анализ данных исследования “Youth and History” (1995 г.) в контексте исследования методики преподавания в разных странах евро- пейского континента. Авторы приходят к выводу, что характер преподавания истории в не- малой степени определяется ценностной автономий регионов Европы, обусловленной соци- ально-экономическими, политическими и религиозными различиями. Ключевые слова: вторичный анализ данных, методика преподавания, историческое об- разование в школе, историческое сознание. Методическое обеспечение преподавания истории в средней школе, безус- ловно, находится в центре внимания исследователей, что видно, например, из публикаций специализированного журнала «Преподавание истории и общест- вознания в школе». Вместе с тем, существует и потребность в более широкой научной рефлексии проблем преподавания истории в средней школе с позиции социологического метода. В этой связи мы считаем актуальным и нужным ис- пользование ценного источника – эмпирической базы данных исследования “Youth and History” по нескольким причинам [1; 2]. Его выборка составила впе- чатляющий объем в 31016 опрошенных учеников старших классов из 29 евро- пейских стран. И, кроме того, были также опрошены учителя истории из этих стран в количестве 1252 человек. И хотя этот исследовательский опыт уже ос- вещался российскими авторами [3], однако, как представляется, более углуб- ленный анализ открытого для вторичного анализа эмпирического материала “Youth and History” открывает дополнительные возможности в понимании за- кономерностей преподавания истории в школе. Нельзя не отметить и то, что проект отличает весьма качественная методологическая и методическая обос- нованность. В исследовании проверялись, в частности, гипотезы в отношении таких проблем, как: видение истории; мотивация и интересы; особенности ис- торического образования; знание хронологии, исторические ассоциации и ис- торико-политические взгляды; политические взгляды и решения, основанные на историческом опыте; взаимоотношения прошлого, настоящего и будущего. Соответственно независимыми переменными (факторами) изменения этих при- знаков исследуемого феномена, так или иначе, выступали кластеры стран, оп- ределяемые по фундаментальным основаниям политико-географического, исторического и религиозного характера. Отметим также, что авторы смело и уместно использовали пятибалльную шкалу Лайкерта, что позволило сущест- венно увеличить глубину математического анализа данных.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=