Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 214 Среднее значение С чем ассоциируется жизнь в стране Россия Украина 2-сторонняя значимость по t-критерию с загрязненной внешней средой 4,14 3,69 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) полная конфликтами между богатыми и бедными 3,48 3,34 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) полная конфликтами между этническими группами 3,10 3,05 0,195 (H 0 – нет отличий) Несколько вопросов анкеты касались, можно сказать, фундаментальных оснований общественного сознания, т. е. речь в них шла об отношении к неко- торым ключевым явлениям общественного бытия. В частности, респондентам был задан вопрос о значимости для них широкого класса явлений обществен- ной жизни из 15 позиций, из которых мы, из-за экономии места, отметим лишь наиболее важные и статистически значимые различия, т. е. ρ ≤ 0,05 . Из ответов явствует, что украинские респонденты отдают предпочтение в большей мере, чем россияне, узкому, «кровному», круг идентичности – семье, своей этниче- ской группе. Наоборот, для российских респондентов более важными, в срав- нении со сверстниками из Украины, оказались такие объекты идентичности, как страна и друзья. Россияне уступили своим сверстникам из Украины в от- ношении ценностного выбора «деньги и материальное благополучие», «рели- гиозная вера». Для старшеклассников из России более предпочтительными ока- зались «социальные» ценности – солидарность с бедными в своей стране и в третьем мире, а также в целом вопросы социальной защиты. Таким образом, как показывают данные международного исследования “Youth and History”, уже в начале 1990-х гг. социологами фиксируются некото- рые важные различия между взглядами старшеклассников России и Украины. И здесь нельзя не отметить, что чрезвычайно важным в этом отношении были различия в позициях у учителей из обеих стран. Украинские учителя, можно сказать, манифестировали «прогрессивность» своих взглядов. По шкале про- грессивность-консервативность их среднее равнялось 2,08, а у их российских коллег − 2,80. Дело в том, что авторы анкеты, не без умысла, «прогрессив- ность» закодировали значением 1, а «консервативность» − 5. В этом контексте украинские учителя в существенно большей мере, чем их коллеги из России, видели свою миссию «в распространении демократических ценностей» (4,27 и 3,68, p=0,00 ). Такая установка была понятна: украинская элита стремилась уйти от российского притяжения, и «приверженность демократическим ценно- стям» имела в этом контексте инструментальное значение. Поэтому, как дума- ется, украинский социолог И. Бекешкина, существенно упрощала действитель- ное содержание данных исследования “Youth and History”, заявляя, что они свидетельствуют о реальном шансе Украины стать частью объединенной Евро- пы [1, p. 278]. Авторы исследования справедливо исходили из более фундамен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=