Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 211 го» подтверждения самого себя через школьные учебники и рассказы взрослых. Наоборот, украинское историческое сознание менее институализированное и «рыхлое». Но, с другой стороны, оно ищет нечто «новое», в большей степени открыто зарубежному опыту. Таблица 6 Распределение ответов респондентов из РФ и Украины по отношению к наиболее интересным источникам сведений по истории Среднее значение Источник сведений по истории Россия Украина 2-сторонняя значимость по t-критерию Школьные учебники 2,17 2,48 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Исторические документы и источники 3,32 3,45 0,001 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Историческая художественная литература 3,50 3,85 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Исторические фильмы 3,92 3,92 0,962 (H 0 – нет отличий) Докум. фильмы на историч. темы 3,09 3,03 0,254 (H 0 – нет отличий) Рассказы учителей 3,78 3,78 0,955 (H 0 – нет отличий) Рассказы других взрослых (напр., родителей, дедушек) 3,35 3,62 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Музеи и исторические памятники 3,96 3,96 0,959 (H 0 – нет отличий) Проясним все сказанное через ответы респондентов на ряд вопросов, объе- денных в концептуальном блоке «исторические ассоциации и историко- политические взгляды» . В частности, авторы “Youth and History” задали прин- ципиальный для нас вопрос: «С чем для тебя ассоциируются произошедшие с 1985 г. изменения в Восточной Европе?» (таблица 7). Как видим, кроме «по- ражения социалистических идей», весь другой ассоциативный ряд у респонден- тов двух стран статистически значимо различается. Очевидно, для российских школьников распад СССР более драматичный опыт переживания, чем для их украинских сверстников. Они связывают с ним рост национальных конфликтов и гражданских войн, а сам этот распад в меньшей мере соотносят с поражением СССР в холодной войне.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=