Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 210 Таблица 5 Распределение ответов респондентов из РФ и Украины по отношению к предметным сторонам истории Среднее значение Предметная сторона истории Россия Украина 2-сторонняя значимость по t-критерию Повседневная жизнь обычных людей 2,73 2,75 0,547 (H 0 – нет отличий) Короли и др. выдаю- щиеся личности 3,56 3,54 0,531 (H 0 – нет отличий) Приключения и вели- кие открытия 3,79 4,09 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Войны 3,39 3,10 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Зарубежная культура 3,32 3,50 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Становление наций 2,93 2,99 0,134 (H 0 – нет отличий) Становление демо- кратий 2,47 2,51 0,338 (H 0 – нет отличий) Последствия воздей- ствия людей на при- роду 3,14 3,17 0,469 (H 0 – нет отличий) Развитие сельского хозяйства, промыш- ленности и торговли 2,85 3,07 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Специфические пред- метные стороны (например, автомоби- лестроение, церковь, музыка и т. д.) 3,38 3,43 0,235 (H 0 – нет отличий) История моей семьи 4,08 4,26 0,000 (H 1 – стати- стически значимое отличие) Как мы видим, российские старшеклассники − «державники». В противо- положность этому их украинские сверстники в большей мере носители приват- ных ценностей. И здесь следует напомнить методологический посыл авторов “Youth and History”, что как раз четырнадцатилетние и пятнадцатилетние юно- ши и девушки выражают устойчивые общественные стереотипы, а автономная личностная позиция вырабатывается, как правило, позднее [1, p. 37]. Имеют ли место в этом контексте различия в отношении интереса к источникам истори- ческих сведений? Опираясь на данные, приведенные в таблице 6, мы можем сказать, что – да. У российских школьников проявлено более «твердое» (инсти- туциональное) и осязаемое историческое сознание в контексте ответа на пер- вый вопрос. Тем самым это устойчивое ядро не требует большего чем «фоново-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=